Ах, Мерседес мой...
Итак, в августе месяце на нашу подстанцию прибыло пополнение в лице "новенького" Мерседеса Спринтера. Мерс предназначался для 5 бригады- администрация Станции посчитала, что укороченный салон- в самую пору для оказания помощи маленьким гражданам.
Итак, посмотрим- пощупаем- сравним со старой бригадной Газелью.
Автомобиль собран на базе Mercedes Sprinter, салон собран нижегородской компанией Самотлор- НН.
Осмотр
Снаружи:
Кузов короче "Газельского" примерно на пол- метра, ширина- примерно одинакова. Кроме основной "люстры" добавлены два маяка сзади. Ручки дверей пластиковые, установлены с внешней стороны. Двери открываются мягко, боковая дверь имеет дополнительный фиксатор, позволяющий зафиксировать ее в открытом состоянии. Закрываются так же без дополнительных усилий и громких хлопков. Большие зеркала заднего вида. В остальном- без особенностей.
Внутри.
Сразу отметим, что Мерседес к нам поступил не в состоянии "Только с завода". По царапинам на внутренней стороне боковой двери, дырке- отдушине и прочим незначительным артефактам можно заключить, что машина достаточно долгое время эксплуатировалась в отнюдь не медицинских целях (по мнению наших водителей, служила рефрижератором в одной из европейских стран). Ну да ладно. Лезем в кабину.
Место водителя.
Регулируемое сидение с матерчатым покрытием в спинно- седалищной области. СГУ "Элина" разместили слева от руля, дотянуться до него может только водитель. Оригинален и незатейлив монтаж прибора- "Элина" "всунута" в более- менее подходящую нишу, сверху прикручена болтами.
Второе сидение.
Создано Самотлором по мотивам дизайна водительского, однако выполнено полностью из кожзама, не регулируется.
Салон.
Салон и кабину разделяет дверь- "купе" с окошком. При необходимости можно быстро перебраться из кабины в салон. Специальные защелки обеспечивают фиксацию двери в положении "открыто"- "закрыто".
Первое впечатление от салона- собран не в заводских условиях, с тщательно проработанным макетом, а где- то в гараже на коленке. Стыки обшивки носят явные следы обработки не самым мелким напильником, швы промазаны (скорее всего с помощью пальца) строительным силиконовым герметиком белого цвета.
В некоторых местах обшивка изначально повреждена. На внутренней поверхности боковой двери- царапины, видимо доставшиеся в наследство от прежнего владельца машины- закрасить артефакты производитель салона не потрудился.
Места для оборудования
По левому борту расположены шкафчики (в каждом- 2 полки), закрывающиеся на пластиковые жалюзи. Под ними- полки с дверками. По правмоу борту размещена стандартная лавочка- ларь.
Носилки
Желтенькие, турецкого производства. По опыту эксплуатации аналогичной конструкции в Газели- достаточно надежные, оснащены съемным матрасом с ручками (можно использовать для переноски пострадавших). В "новом" варианте добавлен раздвижной штатив, изменена система крепления носилок:
1. Добавлен скат- фиксатор, позволяющий жестко закрепить носилки в салоне, обеспечивающий дополнительную безопасность пациента (не позволяет носилкам таранить дверь во время резкого старта автомобиля
2. В головном конце носилок, слева, размещен фиксатор, позволяющий передвигать носилки в боковой проекции.
Скорее всего, опция нужна для обеспечения доступа к нижним ящикам левого борта (при поднятых боковых поручнях невозможно добраться до содержимого ящиков, не сместив носилки).
Инфузионный + осветительный блок
В инфузионный блок добавлены фиксаторы- липучки, не позволяющие банкам с растворами во время движения рушиться на голову пациента.
Изменена конструкция крепления галогеновых ламп- в предыдущей версии при попытке изменения угла освещения часть ламп провалилась внутрь блока.
Электроника.Салон оснащен трансформатором, перерабатывающим при стационарном запитывании салона "от розетки" 220 вольт в 12. Всего 4 розетки на 220 в, два входа типа "прикуриватель" на 12 вольт. Но почему розетки и трансформаторный блок размещены непосредственно на стойке раковины? Видимо, производитель предвидел, что раковиной никто пользоваться не будет, соответственно- исключена возможность затекания воды и электортравмы.
Вход со стороны боковой двери.
Низкий порожек, позволяющий без труда взбираться в салон тучным и ослабленным пациентам. По бокам- два поручня.
Дверь оснащена… большой дыркой в нижней части! Возможно, правы наши водители- когда то фургон служил холодильником, и дырка использовалась для вентиляции. Помимо дырки, между дверью и стенкой салона находится солидная щель! К счастью, не удалось оценить данный вариант вентиляционной системы в действии- подождем зимы.
Кресла салона
Эргономичные, сидеть удобно. Выполнены из кожзама, без каких либо особенностей. К сожалению, правое кресло не складывается (хотя в боку правого кресла прогрызена дырка и вставлена "пипка" (см. фото), фиксатор, отвечающий за положение спинки, обнаружить не удалось).
Складной столик
Новый аксессуар, прикрепленный к салонной перегородке. Надежно фиксируется, поверхность гладкая, бортиков нет.
Вентиляционный люк
Не знаю, изменилось ли что то в материале и устройстве внутреннем конструкции- на взгляд люк аналогичен стандартному Газелевскому. Возможно, с теми же проблемами- на морозе люк вздыбился, образовалась большая щель. Но… подождем зимы- возможно, конструкция усовершенствована.
… В остальном- без особенностей: напольное покрытие, боковая лавочка- ларь, освещение, вытяжка, места под большие кислородные баллоны аналогичны Газелевским.
Поехали!
О ходовых качествах…
Сложно описывать, ибо Мерседес, даже б/ушный, он и в России Мерседес. Быстрый разгон, надежное торможение. Не пытались измерить максимальную скорость, но 100 км/ч для него явно не предел.
Отопление кабины и салона
Поначалу вызвало недоумение. Машина отлично прогревается "на ходу", на "холостых оборотах" гонит с улицы прохладный воздух (один из водителей даже умудрился замерзнуть осенней ночью, пока ждал бригаду с вызова. Машина работала на "холостом ходу"). Однако, один смекалистый товарищ нашел "волшебную кнопку"- при нажатии которой воздух не забирается с улица, а нагревается и циркулирует внутри кабины/ салона. При забортной температуре ниже -5 включается дополнительная печка (расположена под капотом).
… на этом радость от изделия немецкой автомобильной промышленности заканчивается, начинается суровая Самотлоровская действительность. Начнем по порядку, в направлении кабина- задняя дверь.
- Маяки
… умерли после первого дня эксплуатации. Я не специалист по автомобильной электрике, но как я понял со слов водителей- "электричество к маякам подавалось через тоненькие провода, без участия реле.". Реле водители поставили, провода заменили- маяки ожили, и вот уже второй месяц работают исправно.
- Кресло медика
Отличия покрытия моего кресла от водительского прочувствовали в первый же погожий денек- после получасового стояния "на солнце" сидение сильно нагрелось. При посадке ощущение, что сел на раскаленную сковородку! При длительных переездах спина и 5 точка сильно потеют- прослойка из тонкой летней формы не обеспечивает достаточной циркуляции воздуха. Проблему решили водители- натянули на сидение чехлы. Однако, почему этого изначально не сделал производитель?
- Межсалонная дверь
За счет непродуманного фиксирующего механизма и отсутствия каких- либо уплотнителей или боковых бортиков закрывается не плотно. Из- за образовавшейся щели, при приоткрытом в кабине окне образуется сквозняк, прицельно дующий в медику левое ухо.
Однако, это не все дверкины сюрпризы. Через месяц сломались фиксирующие механизмы. Дверь была предоставлена сама себе- распахивалась при правых поворотах, закрывалась при левых. Водители нервничали- грохот при самопроизвольном закрытии сотрясал машину, создавалось ощущение, что кто то "въехал" в правый борт автомобиля.
Одной из причин вышеупомянутой "жути" послужил авторский Самотлоровский запорный механизм. Работает по принципу папа-мама.
Папа скорее всего выструган в ручную, из мягкого металла (который вскоре деформировался). Обратите внимание- даже такая незатейливая деталька состоит из двух частей, и крепится на вручную выпиленной подложке! "Мама" расположилась в выгрызенной в торце двери нише, состоит из двух металлических шариков на пружинке, которые (по замыслу производителя) и должны были, цепляясь за "папу" удерживать дверь в закрытом состоянии.
- Боковое сидение салона
Как вы помните, сбоку от сидения находится поручень, облегчающий залаз пострадавшего и медработников в салон. С тем, что во время поездки постоянно долбишься плечом об эту железяку еще можно смириться. А если боковое столкновение? Сломанная плечевая кость и ребра справа…
- Боковые ящики с жалюзи
В первый же день эксплуатации один из ящиков намертво заклинило. Причиной послужило одеяло, край которого при подъеме жалюзи "зажевало". Наученные горьким опытом, впредь мы не кладем простыни, одеяла и пакеты на верхние полки.
- Складной столик
Годен для… раскладывания бутербродов. Ампулы ставить нельзя (укатятся, т.к.
- Крепление крышки боковой скамейки
Уникальный инструмент для возмездия сопровождающему больного лицу! На моей памяти две сопровождающих детей мамы порвали колготки, пока я не обратил внимание на торчащие углы крепежной петли.
Электроника
Изначально порадовало количество розеток на 220 в- аж 4 штуки! Вот уж подключу "большой" пульсоксиметр да ингалятор! Ан нет. Розетки оказались бутафорскими. Точнее- работают только при запитывании кузова от стационарного источника 220. Преобразователя напряжения для получения из 12 в 220 "на ходу", к величайшему моему сожалению, установлено не было.
- и наконец самая неприятная особенность салона Мерседеса от Самотлор:
В салоне НЕВОЗМОЖНО ПОЛНОЦЕННО ПРОВОДИТЬ ЛЕЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ!
Единственное свободное место для размещения чего либо крупногабаритного- пятачок между салонными сидениями. Раскрытый ящик делает невозможным свободное перемещение медиков по салону.
Для пневмоматраца места вообще не нашлось- он теперь живет на лавочке у задней двери, регулярно падая на больных и сопровождающих. Развернуть при необходимости наркозно- дыхательную аппаратуру, отсос и прочие ургентные аксессуарары НЕГДЕ! Разместить дефибриллятор, реанимационный чемодан- тем более. А при необходимости интубации, видимо, придется сесть в раскрытый медицинский ящик…
Эпилог, или мое личное мнение о производителе.
Все, к чему не приложил руку Самотлор-НН, собрано очень качественно, с учетом эргономики и удобств для конечного потребителя. Начиная от механизмов дверей и заканчивая кабиной (в которой, кстати, нашлось много специальных полочек и ящичков для инструментов, аптечки, документов и т.д. Был даже держатель для авторучки!). Но вот то, что изготовили наши соотечественники… Господа Самотлоровцы! Ваше наплевательское отношение к конечному потребителю, в даннм случае- к персоналу "скорой помощи" и больным- возмутительно! Не ужели нельзя ХОТЯ БЫ послать мужика с напильником и краской, чтобы хоть немного привел машину к "товарному виду"- опилил торчащие углы петель на лавке, закрасил царапины и сколы. А приделать бортик и сменить на резиновое покрытие столика, приделать бортики к межсалонной двери для хоть какой то герметизации- это так сложно и дорого? Эргономика салона вообще "слезы"- конструкторы не стали себя утруждать новыми чертежами- расчетами, просто попытались "впихнуть" содержимое Газелевского салона в укороченный Мерин, при этом, помимо никому не нужной мойки, добавив еще занимающий место аксессуар в виде трансформаторного блоки 220 -> 12 и четыре бутафорские розетки.
Удивляет, почему на Московской 03 продолжаются закупки Самотлоровской техники. Уже с первых партий Газелей стало ясно- машина не годна к выходу на линию без предварительной доработки силами местных самоделкиных (см. предыдущий репортаж "ГазЁл"). Наступит ли время, когда оборудование будет закупаться не по принципу "числом поболее, ценою подешевле", а с точки зрения безопасности, надежности и соответствия конкретным задачам и условиям эксплуатации?
Дорогие министры! Уважаемые ответственные за закупку медицинских машин! От всей души желаю вам прокатиться на наших машинах в качестве пациента! Разорвать штаны об петли лавочки, прищемить голову межсалонной дверью, переломать ребра о поручень бокового сидения, получить по затылку прибором, скатившимся со складного столика. Возможно, это изменит ваше мнение о том, каким должен быть автомобиль "скорой помощи"?
Текст, фото Admin
(А. Степанов, врач- педиатр 13 подстанции).
Источник: неформальный сайт скорой помощи www.feldsher.ru
Комментарии