Разрушение мифов: все, что нужно знать о новой медреформе Украины
Все, что в нашей стране связано с системой здравоохранения - причина головной боли многих врачей и украинцев. Зарплаты у медработников - мизерные, ремонты в больницах не делаются десятилетиями, оборудование обновляется недостаточно часто, а медикаментов катастрофически не хватает. На все это нужны деньги, которых в госбюджете просто нет.
В связи с вышеперечисленными моментами, команда МОЗ подготовила новую медицинскую реформу, которая должна все кардинально изменить в медсреде Украины. Однако, новая реформа еще не «заработала», а украинцы уже боятся перемен, которые она принесет и проводят различные акции протеста.
Можем уверить, не все представления о законопроекте 6327 - правильные. Самые распространенные мифы и стереотипы украинцев мы постараемся развенчать, на основе пояснений к медицинской реформе.
Самое главное, что надо знать: услуги, анализы, исследования и лекарства, предоставляемые госпрограммой – 100% бесплатны для пациентов. Это будет функционировать по принципу страхования: заранее известны услуги конкретного медзаведения, которые покрываются не из вашего кошелька. Кроме того, все эти устрашающие «таксы» на операции и обследования, которыми пестрят СМИ - не правда! Кроме того со следующего года реформа заработает на уровне первичной помощи, а с 2020 года будет запущена во всех больницах.
А теперь подробнее о самых распространенных мифах среди украинцев.
Миф №1. Медицина станет не только платной, но и очень дорогой.
Начнем с того, что и сейчас в Украине НЕТ совершенно БЕСПЛАТНОЙ медицины. По результатам опроса, 90% медикаментов украинцы приобретают за свой счет, а каждый второй пациент отказывается от каких-то дорогих медицинских процедур из-за нехватки необходимой суммы.
Медуслуги дороже не станут, а наоборот появится реальная возможность получить их бесплатно. Так, реформа вводит список услуг, которые полностью финансируются государством: первичная помощь семейных врачей, терапевтов и педиатров, экстренная помощь в случае резкого ухудшения здоровья, сердечного приступа, инсульта, острого аппендицита, воспаления легких и многое другое. Также к перечню услуг относятся паллиативная помощь (обезболивание), а также лечение у узких специалистов по направлению и в рамках программы медицинских гарантий. Количество этих услуг зависит от объема финансирования системы МОЗ и будут включать основные услуги, необходимые для качественного лечения.
Будут также «работать» целые программы, направленные на лечение онкологии, гепатитов, СПИДа и др.
Миф №2. Украинцы «не потянут» медицинские услуги.
Когда медреформа вступит в силу, многие услуги станут бесплатными (!) для пациентов, поскольку будут оплачиваться государством. Весь список будет оглашен в 2020 году, после полноценного анализа затрат больниц и оценки госбюджета, выделенного на программу медгарантий. Сейчас уже готовится совместный пилотный проект МОЗ и Национальной академии медицинских наук.
Миф №3. Медреформа приведет к массовому закрытию больниц и увольнению врачей.
Сразу поправочка, в законопроекте 6327 нет ни строчки о сокращении медучреждений и персонала.
Договора будут заключены со всеми больницами, однако со временем, деньги будут перераспределяться так, что популярные/ востребованные медучреждения получат больше средств. Такие учреждения получат дополнительное техническое оснащение и + к кадровому составу.
Кроме того, плохо оснащенные и мало загруженные больницы будут перепрофилироваться под учреждения, в которых нуждаются украинцы – реабилитационные, диагностические центры и т.д.
Обустраивать медучреждения будут за счет местных бюджетов. Сейчас благодаря децентрализации «на местах» остается достаточно средств, чтобы улучшить сеть медучреждий и создать хорошие условия для сотрудников и пациентов. Государство будет выделять дополнительные средства на усиление основных медицинских заведений, а также перепрофилирование «слабых».
Миф №4. В селах не будет «своих» медработников.
Фельдшеры на местах останутся. Они не будут заменять врачей, а станут их помощником для того, чтобы медицинская помощь оперативно «дотянулась» в самые отделенные места. Кроме того, от местного самоуправления будет зависеть качество жизни врача в селе: наличие жилья и амбулатории.
Кроме того, недавно Верховная Рада приняла законопроект 7117 о повышении доступности и качества медобслуживания в сельской местности, который предусматривает выделение дополнительных 5 миллиардов гривен на строительство и оснащение амбулаторий в селах.
Миф №5. Без направления от семейного врача к профильному специалисту не попасть.
Этот тезис также не соответствует действительности.
Дело в том, что когда реформа будет функционировать в полной мере, семейные врачи, педиатры и терапевты смогут частично оказывать узкоспециализированные услуги. Так, один врач, которому доверяет пациент, сможет заниматься лечением широкого перечня заболеваний, которые не подразумевают госпитализацию и не нуждаются в сложном оборудовании.
Услуги некоторых узких специалистов (гинеколог, психиатр и другие) будут оплачиваться государством и обращаться к ним можно без направления. Однако останется ряд специалистов, лечение у которых пациент должен будет оплачивать сам.
Миф №6. Новая медреформа не соответствует Конституции Украины.
Согласно реформе, медицинская помощь будет предоставляться украинцам полностью за счет государства, согласно Конституции. Первичная и экстренная помощь на 100% оплачивается государством (с учетом медикаментов). То есть, 80% обращений к врачам будет покрыто государством.
На вторичном и третичном этапах государство полностью оплатит лечение, если этот случай предусмотрен программой медгарантий.
Миф №7. Услуги будут оплачиваться совместно.
В новом законе нет ни слова о совместной оплате государства и пациента. Все услуги предусмотренные программой медицинских гарантий, оплачиваются государством.
Услуги, не предусмотренные государством (эстетическая стоматология, пластическая хирургия) - пациент полностью оплачивает самостоятельно.
Миф №8. Повысится заработная плата у медицинских работников.
Согласно законодательству, врач первичного звена получает за одного обслуженного пациента 370 гривен. «Тариф» колеблется в зависимости от некоторых факторов (например, возраста пациентов). В среднем рекомендованное количество «обслуженных» у врача составляет 2000 человек, то есть в год врач получает от 700 тысяч гривен до 1 миллиона.
На 2019 год на одного пациента в среднем заложена сумма 450 грн. Начиная с 2020 года, медучреждения вторичного и третичного звена будут переходить на новую систему финансирования. В тарифе, который будет единым для страны, будут заложены расходы на предоставление услуги, в том числе и оплата медработников.
Согласно реформе зарплата врача будет зависеть от его квалификации и компетенции, а также будет внедрен «гибкий» график оплаты, как например, в частных клиниках.
Миф №9. Национальная служба здоровья Украины будет распоряжаться миллиардами.
НСЗУ не принадлежат деньги, отведенные на систему здравоохранения – это госбюджет, хранящийся на казначейских счетах.
Нацслужба занимается контролем и осуществлением закупок медуслуг, а также заключением договоров между различными медструктурами.
Миф №10. В составе бригады скорой помощи только парамедики, которые не могут оказать необходимую неотложную помощь.
Есть устаревший стереотип о том, что функция парамедика – доставить пациентов в больницу, где уже будет оказана медицинская помощь. Эта тенденция уже давно изменена по всему миру, врач скорой помощи – это медработник, обученный и ориентированный на спасение жизни человека.
На сегодняшний день МОЗ разработало 4-модульную программу переподготовки фельдшеров и врачей скорой помощи, которая направлена на повышение квалификации согласно международным стандартам. Так, они будут не просто оценивать состояние пациента, но и обеспечивать необходимую помощь во время транспортировки в медучреждение.
Кроме того в команду скорой помощи будут входить инструкторы догоспитальной помощи, первой помощи и экстренный медицинский техник.
Надеемся, такое «развенчивание» мифов поможет Вам лучше понять суть новой медицинской реформы и добавить уверенности в завтрашнем дне.
В связи с вышеперечисленными моментами, команда МОЗ подготовила новую медицинскую реформу, которая должна все кардинально изменить в медсреде Украины. Однако, новая реформа еще не «заработала», а украинцы уже боятся перемен, которые она принесет и проводят различные акции протеста.
Можем уверить, не все представления о законопроекте 6327 - правильные. Самые распространенные мифы и стереотипы украинцев мы постараемся развенчать, на основе пояснений к медицинской реформе.
Самое главное, что надо знать: услуги, анализы, исследования и лекарства, предоставляемые госпрограммой – 100% бесплатны для пациентов. Это будет функционировать по принципу страхования: заранее известны услуги конкретного медзаведения, которые покрываются не из вашего кошелька. Кроме того, все эти устрашающие «таксы» на операции и обследования, которыми пестрят СМИ - не правда! Кроме того со следующего года реформа заработает на уровне первичной помощи, а с 2020 года будет запущена во всех больницах.
А теперь подробнее о самых распространенных мифах среди украинцев.
Миф №1. Медицина станет не только платной, но и очень дорогой.
Начнем с того, что и сейчас в Украине НЕТ совершенно БЕСПЛАТНОЙ медицины. По результатам опроса, 90% медикаментов украинцы приобретают за свой счет, а каждый второй пациент отказывается от каких-то дорогих медицинских процедур из-за нехватки необходимой суммы.
Медуслуги дороже не станут, а наоборот появится реальная возможность получить их бесплатно. Так, реформа вводит список услуг, которые полностью финансируются государством: первичная помощь семейных врачей, терапевтов и педиатров, экстренная помощь в случае резкого ухудшения здоровья, сердечного приступа, инсульта, острого аппендицита, воспаления легких и многое другое. Также к перечню услуг относятся паллиативная помощь (обезболивание), а также лечение у узких специалистов по направлению и в рамках программы медицинских гарантий. Количество этих услуг зависит от объема финансирования системы МОЗ и будут включать основные услуги, необходимые для качественного лечения.
Будут также «работать» целые программы, направленные на лечение онкологии, гепатитов, СПИДа и др.
Миф №2. Украинцы «не потянут» медицинские услуги.
Когда медреформа вступит в силу, многие услуги станут бесплатными (!) для пациентов, поскольку будут оплачиваться государством. Весь список будет оглашен в 2020 году, после полноценного анализа затрат больниц и оценки госбюджета, выделенного на программу медгарантий. Сейчас уже готовится совместный пилотный проект МОЗ и Национальной академии медицинских наук.
Миф №3. Медреформа приведет к массовому закрытию больниц и увольнению врачей.
Сразу поправочка, в законопроекте 6327 нет ни строчки о сокращении медучреждений и персонала.
Договора будут заключены со всеми больницами, однако со временем, деньги будут перераспределяться так, что популярные/ востребованные медучреждения получат больше средств. Такие учреждения получат дополнительное техническое оснащение и + к кадровому составу.
Кроме того, плохо оснащенные и мало загруженные больницы будут перепрофилироваться под учреждения, в которых нуждаются украинцы – реабилитационные, диагностические центры и т.д.
Обустраивать медучреждения будут за счет местных бюджетов. Сейчас благодаря децентрализации «на местах» остается достаточно средств, чтобы улучшить сеть медучреждий и создать хорошие условия для сотрудников и пациентов. Государство будет выделять дополнительные средства на усиление основных медицинских заведений, а также перепрофилирование «слабых».
Миф №4. В селах не будет «своих» медработников.
Фельдшеры на местах останутся. Они не будут заменять врачей, а станут их помощником для того, чтобы медицинская помощь оперативно «дотянулась» в самые отделенные места. Кроме того, от местного самоуправления будет зависеть качество жизни врача в селе: наличие жилья и амбулатории.
Кроме того, недавно Верховная Рада приняла законопроект 7117 о повышении доступности и качества медобслуживания в сельской местности, который предусматривает выделение дополнительных 5 миллиардов гривен на строительство и оснащение амбулаторий в селах.
Миф №5. Без направления от семейного врача к профильному специалисту не попасть.
Этот тезис также не соответствует действительности.
Дело в том, что когда реформа будет функционировать в полной мере, семейные врачи, педиатры и терапевты смогут частично оказывать узкоспециализированные услуги. Так, один врач, которому доверяет пациент, сможет заниматься лечением широкого перечня заболеваний, которые не подразумевают госпитализацию и не нуждаются в сложном оборудовании.
Услуги некоторых узких специалистов (гинеколог, психиатр и другие) будут оплачиваться государством и обращаться к ним можно без направления. Однако останется ряд специалистов, лечение у которых пациент должен будет оплачивать сам.
Миф №6. Новая медреформа не соответствует Конституции Украины.
Согласно реформе, медицинская помощь будет предоставляться украинцам полностью за счет государства, согласно Конституции. Первичная и экстренная помощь на 100% оплачивается государством (с учетом медикаментов). То есть, 80% обращений к врачам будет покрыто государством.
На вторичном и третичном этапах государство полностью оплатит лечение, если этот случай предусмотрен программой медгарантий.
Миф №7. Услуги будут оплачиваться совместно.
В новом законе нет ни слова о совместной оплате государства и пациента. Все услуги предусмотренные программой медицинских гарантий, оплачиваются государством.
Услуги, не предусмотренные государством (эстетическая стоматология, пластическая хирургия) - пациент полностью оплачивает самостоятельно.
Миф №8. Повысится заработная плата у медицинских работников.
Согласно законодательству, врач первичного звена получает за одного обслуженного пациента 370 гривен. «Тариф» колеблется в зависимости от некоторых факторов (например, возраста пациентов). В среднем рекомендованное количество «обслуженных» у врача составляет 2000 человек, то есть в год врач получает от 700 тысяч гривен до 1 миллиона.
На 2019 год на одного пациента в среднем заложена сумма 450 грн. Начиная с 2020 года, медучреждения вторичного и третичного звена будут переходить на новую систему финансирования. В тарифе, который будет единым для страны, будут заложены расходы на предоставление услуги, в том числе и оплата медработников.
Согласно реформе зарплата врача будет зависеть от его квалификации и компетенции, а также будет внедрен «гибкий» график оплаты, как например, в частных клиниках.
Миф №9. Национальная служба здоровья Украины будет распоряжаться миллиардами.
НСЗУ не принадлежат деньги, отведенные на систему здравоохранения – это госбюджет, хранящийся на казначейских счетах.
Нацслужба занимается контролем и осуществлением закупок медуслуг, а также заключением договоров между различными медструктурами.
Миф №10. В составе бригады скорой помощи только парамедики, которые не могут оказать необходимую неотложную помощь.
Есть устаревший стереотип о том, что функция парамедика – доставить пациентов в больницу, где уже будет оказана медицинская помощь. Эта тенденция уже давно изменена по всему миру, врач скорой помощи – это медработник, обученный и ориентированный на спасение жизни человека.
На сегодняшний день МОЗ разработало 4-модульную программу переподготовки фельдшеров и врачей скорой помощи, которая направлена на повышение квалификации согласно международным стандартам. Так, они будут не просто оценивать состояние пациента, но и обеспечивать необходимую помощь во время транспортировки в медучреждение.
Кроме того в команду скорой помощи будут входить инструкторы догоспитальной помощи, первой помощи и экстренный медицинский техник.
Надеемся, такое «развенчивание» мифов поможет Вам лучше понять суть новой медицинской реформы и добавить уверенности в завтрашнем дне.
Комментарии