МОЗ начнет контролировать содержание фармацевтической рекламы
Министерство здравоохранения Украины инициирует усовершенствование порядка рекламы лекарств и медицинских изделий. Главная цель - гармонизировать действующее законодательство с нормами ЕС и контролировать содержанием рекламы, чтобы избежать манипулирования информацией о препарате и его свойств.
На данный момент фармацевтическая реклама - это самый большой сегмент рекламного рынка на телевидении Украины. По данным Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, от 30% до 50% общего количества роликов на укртелевидении составляет реклама лекарств и медизделий. На отдельных каналах объем рекламы медикаментов достигает 70%.
Основная проблема рекламы лекарственных препаратов - манипулирование информацией о препарате и его свойствах. Самым ярким показателем влияния рекламы на пациентов является то, что больше половины приобретенных лекарств в прошлом году - это симптоматические препараты или лекарства без доказанной клинической эффективности. При этом каждый второй пациент в Украине отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки средств.
Стоит отметить, что неконтролируемая реклама лекарств побуждает украинцев к самолечению и поискам симптомов и способов их лечения в «Google». Согласно данным, в Украине почти 69% больных занимаются самолечением, не обращаясь за помощью к врачам, что приводит к осложнениям, особенно у пациентов с хроническими заболеваниями, увеличивает показатели инвалидности и сокращения жизни.
«Важно пациентам получать правдивую информацию о лекарствах, поэтому необходимо сделать невозможным манипулирование свойствами того или иного препарата. Сейчас наши возможности ограничены, ведь в рамках действующего законодательства Украины Министерство здравоохранения исключено из процесса мониторинга и контроля рекламы лекарственных средств», - подчеркнул заместитель министра здравоохранения Роман Илык.
Новый законопроект о рекламе должен гармонизировать действующее украинское законодательство с нормами Европейского Союза, в частности урегулировать вопросы рекламы лекарственных средств среди медработников. Проектом предусмотрено четкое определение профессиональных медицинских изданий, где разрешена реклама лекарств, непредусмотренных законом, а также разработка и утверждение Правительством отдельного Порядка рекламы лекарственных средств, направленная на медицинских и фармацевтических работников.
Предложенные МОЗ изменения также предусматривают новые ограничения содержания рекламы в соответствии с директивами ЕС. В частности речь идет о запрете ссылок в рекламе на диагностирование заболевания или назначение курса лечения по телефону или интернету, привлечение к рекламе конкретного препарата известных людей, актеров, изображающих медработников. Кроме этого, содержание рекламы должно соответствовать инструкции по применению лекарственного средства.
Отдельным пунктом законодательной инициативы является запрет любой рекламы народной медицины и целительства.
Разработанный Министерством законопроект закрепляет за МОЗ функции контроля и мониторинга, а также устанавливает четкие штрафные санкции за рекламу лекарственных средств с нарушением законодательства. Такие санкции имеют право применять Нацсовет по теле и радиовещанию - в размере 5% от лицензионного сбора за один случай нарушения.
Комментарии