Как объяснить ребенку так, чтобы он понял с первого раза?
Дети, в виду
своей наивности и непонимания устройства мира, считают себя «бессмертными», а
из этого следует, что они во многом легкомысленно смотрят на некоторые вещи.
Отсюда, вытекает непонимание родителей: например, там, где для ребенка
порядок, для взрослого – мусор и хлам.
Кроме того малыш
зачастую не понимает абстрактных пониманий «что такое хорошо и что плохо»,
поэтому просто согласительно кивает головой и поддакивает. Назидательные
интонации вообще у ребенка вызывают скуку.
Не стоит
обижаться на ребенка, считая, что он вас не слушает, - надо начать разговаривать
с ним на одном языке.
Во-первых, объясните наглядно и образно. Чтобы понять,
ребенок должен увидеть это и почувствовать, а также пропустить через себя на
уровне эмоций. Поэтому, чтобы что-то объяснить, надо создать определенный образ
этого понятия.
Во-вторых, в игровой форме будет проще всего
донести необходимые сведения. Играючи ребенку можно привить основные
правила безопасности, например, когда можно переходить дорогу. Кроме того,
ребенок не будет воспринимать это как «нравоучения», а игру на равных со
взрослым.
Еще один отличный
способ что-то объяснить ребенку – рассказать
сказку. Так можно пояснить что-то с вымышленным персонажем, воссоздав
похожую ситуацию.
В-четвертых, урок не должен быть навязчивым. Так,
уроки безопасности надо проводить, чтобы ребенку было любопытно узнавать и
интересно разгадывать загадки/ отвечать на вопросы.
Главный принцип
обучения - учить так, чтоб ребенок захотел
учиться!
Ребенка невозможно
заставить слушать часовую лекцию. Это может сработать, только если вы
прирожденный оратор и рассказываете так, что видите заинтересованность ребенка.
Тем не менее, рассказывать надо коротко, четко и на языке ребенка.
Следующее, покажите ребенку, как делать правильно.
Научите свое чадо сначала думать, а потом делать, на своем примере:
порассуждайте вслух о том, как правильно поступить, примите решение, а потом
сделайте. Так ребенок, наблюдая за Вами, запрограммирует себя думать, а потом
делать.
Откажитесь от слова «нет». К запретам все настолько привыкли с детства,
что мозг иногда просто отказывается воспринимать отказ. Зачастую приходится
заставить себя переступить через собственное «не хочу - не буду», а детям
сделать это еще труднее. Вы говорите ему «нельзя», а малыш услышит «делай
быстрее».
Поэтому,
постарайтесь строить предложения таким образом, чтобы малыш не услышал «не», «нет»,
«нельзя» («Вместо не делай этого» попробуйте сказать что-то наподобие «Давай
лучше вместе сделаем что-то другое»). Избегайте риторических вопросов и будьте
осторожны с ироничными намеками, чтобы это не прозвучало как «подкалывание». Ну
а если сказать «нет» необходимо, пусть это прозвучит мягко «Нет, но можно
вместо этого…».
И последнее, повторение
– мать учения, но повторяйте каждый раз по-разному. Потому что любая
информация воспринимается, как кратковременная и хранится три дня, а потом стирается
или переходит в долговременную. Для того, чтобы информация перешла в
долговременную, она должна быть яркая и эмоциональная, а также ее надо
повторять несколько раз. Материал должен быть усвоен, а потом повторен через
несколько дней и каждый раз разными способами – так ребенку будет интересно
запоминать. Также можно постепенно углубляться в эту тему, возвращаясь к «пройденному
материалу».