Новые правила для «скорых»: приедет, если только человек умирает

Новые правила работы скорой помощи вступают в силу с 1 января 2021 года. Теперь на документальном уровне закреплено, когда медики имеют право вообще не приезжать

Теперь диспетчер будет решать: экстренный вызов или нет
Фото из открытых источников

Постановление Кабмина о порядке обращения украинцев в скорую помощь утверждено 16 декабря. В критической ситуации скорая должна приехать в течение 10 минут, в экстренной – в течение 20.

На что теперь могут рассчитывать пациенты, у которых случаются проблемы со здоровьем?

Критический вызов скорой помощи

На такой вызов бригада должна приехать в течение десяти минут. Критические вызовы требуют срочного реагирования, часто реанимационных действий. Скорая помощь приедет, если у пациента:

Среди причин такого состояния:

Максимум через 10 минут бригада медиков должна быть на месте. Но в документе есть примечание: «допускается превышение указанного норматива, но не более чем на 25 % случаев». Получается, к четверти людей скорая помощь не успеет вовремя?
[banner]

Экстренный вызов скорой помощи

Ко второй группе срочности относятся экстренные вызовы, когда человек находится в потенциально опасном состоянии – ему необходима неотложная помощь либо транспортировка. Это такие случаи, как:

Скорая помощь должна приехать к вам в течение 20 минут. В документе также указано, что опоздание допускается в 15 % случаев. В перечне мы видим два серьезных заболевания: инфаркт и инсульт, но указано, что они должны быть «острыми». То есть получается, что если у человека скачок давления или терпимая боль в груди, помощи ему через 20 минут ждать не стоит?

Что брать с собой, если вас забирает скорая?
Фото из открытых источников

Неэкстренными случаями занимается семейный врач

Самый непонятный – третий пункт, неэкстренные вызовы. В документе указано, что «к ним относятся случаи, которые не несут угрозы для жизни и здоровья пациента, но заболевший или пострадавший требует консультации медика».

То есть диспетчер должен порекомендовать пациенту обратиться к своему семейному врачу (или передаст заявку сам). Если будет такая возможность, к вам направят бригаду медиков, которые не специализируются на критических и экстренных вызовах.

Причем непонятно, что считается «неэкстренным» вызовом. Потому что есть множество состояний, которые могут относиться как к этой категории, так и к экстренным вызовам. Например: высокая температура, недомогание у беременных, боли в желудке, печени или почках и т. д. То есть если человек вовремя не получит помощь, неизвестно, дождется ли он приема у своего семейного врача завтра-послезавтра. Получается, что только диспетчер по телефону определяет, нужно ли отправлять к пациенту скорую помощь!

Непрофильные вызовы скорой помощи

Непрофильные вызовы, как указано в документе, ‒ это те случаи, когда неотложная помощь людям не требуется. Опять же, определять, профильный это вызов или нет, будут диспетчеры. Они могут предложить проконсультировать по телефону.

Медики просят не врать о своем диагнозе
Фото из открытых источников

Когда скорая перестала приезжать на вызовы?

Новый протокол для диспетчеров был введен с 1 сентября 2018 года как продолжение медреформы при Уляне Супрун. Тогда говорили, что, мол, украинцы привыкли сразу звонить в скорую, как только у них повышается температура – то есть вызывали бригаду часто беспричинно.

Диспетчеры тогда должны были тщательно расспросить пациента о симптомах, чтобы понять, действительно ли он нуждается в неотложной помощи. Подобный формат взяли за основу при подготовке нового документа – теперь диспетчер решает, к кому отправлять неотложную помощь.

Скорее всего, теперь все бригады скорой помощи будут рассредоточены между критическими и экстренными вызовами. А тем пациентам, которые не умирают прямо сейчас, придется потерпеть и дождаться приема у семейного врача.