Новые правила для «скорых»: приедет, если только человек умирает
Новые правила работы скорой помощи вступают в силу с 1 января 2021 года. Теперь на документальном уровне закреплено, когда медики имеют право вообще не приезжать
17 декабря, 2020 год
8565
Теперь диспетчер будет решать: экстренный вызов или нет Фото из открытых источников
Постановление Кабмина о порядке обращения украинцев в скорую помощь утверждено 16 декабря. В критической ситуации скорая должна приехать в течение 10 минут, в экстренной – в течение 20.
На что теперь могут рассчитывать пациенты, у которых случаются проблемы со здоровьем?
Критический вызов скорой помощи
На такой вызов бригада должна приехать в течение десяти минут. Критические вызовы требуют срочного реагирования, часто реанимационных действий. Скорая помощь приедет, если у пациента:
нет дыхания или оно неэффективно;
большая кровопотеря.
Среди причин такого состояния:
любые виды травм;
внешние причины (удар током, молнии);
отравление, интоксикация, укусы животными или насекомыми.
Максимум через 10 минут бригада медиков должна быть на месте. Но в документе есть примечание: «допускается превышение указанного норматива, но не более чем на 25 % случаев». Получается, к четверти людей скорая помощь не успеет вовремя? [banner]
Экстренный вызов скорой помощи
Ко второй группе срочности относятся экстренные вызовы, когда человек находится в потенциально опасном состоянии – ему необходима неотложная помощь либо транспортировка. Это такие случаи, как:
нарушение сознания;
признаки кровотечения;
признаки острого инфаркта;
признаки острого инсульта;
проблемы с дыханием.
Скорая помощь должна приехать к вам в течение 20 минут. В документе также указано, что опоздание допускается в 15 % случаев. В перечне мы видим два серьезных заболевания: инфаркт и инсульт, но указано, что они должны быть «острыми». То есть получается, что если у человека скачок давления или терпимая боль в груди, помощи ему через 20 минут ждать не стоит?
Самый непонятный – третий пункт, неэкстренные вызовы. В документе указано, что «к ним относятся случаи, которые не несут угрозы для жизни и здоровья пациента, но заболевший или пострадавший требует консультации медика».
То есть диспетчер должен порекомендовать пациенту обратиться к своему семейному врачу (или передаст заявку сам). Если будет такая возможность, к вам направят бригаду медиков, которые не специализируются на критических и экстренных вызовах.
Причем непонятно, что считается «неэкстренным» вызовом. Потому что есть множество состояний, которые могут относиться как к этой категории, так и к экстренным вызовам. Например: высокая температура, недомогание у беременных, боли в желудке, печени или почках и т. д. То есть если человек вовремя не получит помощь, неизвестно, дождется ли он приема у своего семейного врача завтра-послезавтра. Получается, что только диспетчер по телефону определяет, нужно ли отправлять к пациенту скорую помощь!
Непрофильные вызовы скорой помощи
Непрофильные вызовы, как указано в документе, ‒ это те случаи, когда неотложная помощь людям не требуется. Опять же, определять, профильный это вызов или нет, будут диспетчеры. Они могут предложить проконсультировать по телефону.
Новый протокол для диспетчеров был введен с 1 сентября 2018 года как продолжение медреформы при Уляне Супрун. Тогда говорили, что, мол, украинцы привыкли сразу звонить в скорую, как только у них повышается температура – то есть вызывали бригаду часто беспричинно.
Диспетчеры тогда должны были тщательно расспросить пациента о симптомах, чтобы понять, действительно ли он нуждается в неотложной помощи. Подобный формат взяли за основу при подготовке нового документа – теперь диспетчер решает, к кому отправлять неотложную помощь.
Скорее всего, теперь все бригады скорой помощи будут рассредоточены между критическими и экстренными вызовами. А тем пациентам, которые не умирают прямо сейчас, придется потерпеть и дождаться приема у семейного врача.