Цифровое слабоумие: берегите детей
Весь мир сегодня помешан на гаджетах: планшетах, смартфонах и всевозможной цифровой технике. Именно так в наш мозг проникает вирус цифрового слабоумия.
Еще в 2007 году ученые заметили, что все больше детей из цифрового поколения страдают низким уровнем самоконтроля, расстройством внимания, потерей памяти, когнитивными нарушениями, депрессией и подавленностью. Цифровое слабоумие - это не игра слов и не прикол. Это диагноз - Digital Dementia, - который означает разрушение мозга благодаря активному использованию цифровых девайсов (в частности смартфонов). Впервые этот диагноз был поставлен в Корее в 2007 году маленьким детям и школьникам. Изменения, произошедшие в их мозге, очень напоминали старческое слабоумие – разрушение участков лобной доли мозга.
Как вредит смартфон
Удивительно, но среднестатистический европеец семи лет уже больше года своей жизни провел возле экранов, а 18-летний – около четырех лет! Вы скажете, что современные дети – другие, но ведь их мозг – точно такой же, каким был тысячу лет назад (100 млрд нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных).
[banner]
Мозг нуждается в развитии и подкормке. След в мозгу оставляют все наши мысли, действия, решения сложных задач, глубокие размышления… Британский профессор психологии Таня Бирон уверена: «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым».
Начиная с 1970 года радиус активности детей уменьшился на 90 %. Имеется в виду, что сократилось пространство вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир. Экран смартфона и стал тем миром, в котором живет ребенок. Дети забыли или даже вообще не знают, как это: бегать под дождем, пускать кораблики по воде, лазать по деревьям или просто разговаривать друг с другом. Они могут часами напролет просто сидеть, уткнувшись в смартфон или планшет. А ведь им просто необходимо развивать свои мышцы, учиться взаимодействовать с окружающими и знать о всех неожиданностях, которые их поджидают в этом мире.
«Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», - говорит Сьюзен Гринфилд специалист в области нейронаук, нейробиолог, профессор Оксфордского университета.
Цифровые технологии и мозг
Мозг формируется благодаря внешним стимулам – чем их больше, тем лучше. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали окружающий мир именно физически, а не виртуально. Как и тысячи лет назад, это необходимо мозгу, который развивается. А еще важен здоровый полноценный сон. И это – тоже проблема, потому что современные дети не могут резко оторваться от компьютерных игр и выйти из интернета. Таким образом продолжительность сна сокращается, нарушаются его фазы.
Из-за однообразного времяпрепровождения перед экраном уменьшается количество внешних стимулов. У ребенка не развиваются важные участки мозга, отвечающие за сопереживание, самоконтроль, принятие решений, потому что он не получает необходимый ему опыт. А как известно, то, что не работает, отмирает. Например, если человек не ходит – у него атрофируются ноги. Дети не запоминают информацию, потому что им проще найти ее в поисковиках – вот вам и проблемы с памятью. Она совершенно не тренируется.
Сегодня 11-летние дети выполняют те задания, которые выполняли 30 лет назад 8-9-летние. Ученые говорят, что одна из главных причин этого – жизнь в виртуальном мире.
«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», - отмечает Сьюзен Гринфилд.
Как ограничить гаджеты
Дети Стива Джобса, гуру цифровой индустрии, айпадом не пользовались вообще. Другие гаджеты у них были под запретом по вечерам и в выходные.
Крис Андерсон, главный редактор американского журнала Wired, один из основателей 3D Robotics, тоже не разрешает часто пользоваться своим детям гаджетами. У него есть правило: в спальне – никаких экранов: «Я как никто другой вижу опасность в чрезмерном увлечении интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей».
«Избавиться от цифровой зависимости бывает сложно – для этого необходима помощь квалифицированного психолога и большая работа самих родителей. Так что лучше не доводить до беды и ограничивать время, которое ребенок проводит за экраном ноутбука или смартфона 30-40 минутами в день», – считает детский психолог Оксана Куликова.
«Лучший подход – использовать любимые приложения и игры с пользой. Например, все дети любят играть и рисовать – и в этом отлично помогает современная техника. Если ребенок рисует на планшете, у него развивается мелкая моторика, чувство прекрасного и все то же, что при обычном рисовании на бумаге», – поясняет Дарья Абрамова, основательница детской школы программирования.