Динамика содержания микроэлементов (цинк, медь) при спайкообразовании в брюшной полости

А.Б. Гаврилик, И.Г. Жук, Б.Л. Гаврилик
Гродненский государственный медицинский университет

Dynamics of microelements’ (zinс, copper) contents in adhesions in abdomen
A.B. Gavrilik, I.G. Zhuk, B.L. Gavrilik



Формирование спаек в брюшной полости у пациентов, которым выполнены абдоминальные операции, может служить причиной ряда осложнений послеоперационного периода. Самое грозное из них — спаечная кишечная непроходимость, создающая высокий процент летальности и часто приводящая к повторной лапаротомии [2].

Однако далеко не у всех пациентов после операции на органах брюшной полости образуются спайки. По мнению многих авторов [2, 3], формирование спаек после операций обусловлено индивидуальной предрасположенностью к развитию сращений.

На современном этапе развития хирургии разработаны новые, более эффективные способы профилактики формирования внутрибрюшинных сращений, основанные на лапароскопическом разделении спаек в ранние сроки послеоперационного периода. Однако лапаро-скопическая операция небезопасна и требует строгих показаний к выполнению. В этом случае особое значение приобретает выделение группы пациентов с повышенной склонностью к формированию сращений для ведения активной тактики в послеоперационном периоде. Выделению такой группы может способствовать разработка прогностических критериев активности спайкообразования на основании изучения уровня биоагентов, участвующих в процессах спайкообразования и репарации.

Определенный интерес в этом отношении представляет изучение уровня некоторых микроэлементов (цинк, медь), которые в составе различных ферментных систем участвуют в процессах репарации, коллагенеза, антиоксидантной защиты организма.

Мы изучили зависимость уровня микроэлементов (цинк, медь) от активности спайкообразования. Исследование выполнено на экспериментальном и клиническом материале.

В качестве объекта использовались 24 самца белых беспородных крыс. Моделирование спайкообразования брюшной полости проводили путем внутрибрюшинного вве-дения 0,25% раствора глютарового альдегида в дозе 4 мл/кг массы тела. Животные снимались с опыта на 2-е, 6-е, 14-е сутки под эфирным наркозом. Наличие спаек констатировалось визуально и подтверждалось гистологически. Забиралась кровь для исследования. Затем проводились клинические исследования 50 больных острой спаечной кишечной непроходимостью, из которых были сформированы две группы: оперированные (n=30) и больные, у которых непроходимость удалось разрешить консервативным путем (n=20). Контрольную группу составили 20 практически здоровых человек.

Концентрацию цинка и меди в крови определяли при помощи метода атомной абсорбции на атомно-абсорбционном спектрофотометре “Сатурн-2”.

Результаты моделирования спайкообразования представлены на рис. 1, клинические исследования в группе оперированных и неоперированных пациентов — на рис. 2 и 3.

Как видно на рис. 1, уровень цинка в сыворотке крови на 2-е сутки после моделирования достоверно снижен по сравнению с его уровнем у пациентов контрольной группы (0,148±0,017) и составляет 0,076±0,01 мг/%. На 6-е и 14-е сутки наблюдается тенденция к возрастанию его уровня — 0,092±0,007 и 0,093±0,007 соответственно. Можно отметить также выраженное снижение уровня меди ко 2-м суткам по сравнению с контролем — 0,08±0,012 и 0,18±0,041 соответственно. На 6-е и 14-е сутки содержание меди достоверно возрастает по сравнению со вторыми сутками (0,171±0,024 и 0,198±0,017), приближаясь к значениям контрольной группы.

Снижение уровня цинка и меди ко 2-м суткам после моделирования свидетельствует об интоксикации организма, которая проявляется, в частности, дисбалансом ионов внутренней среды организма. С течением времени уровень микроэлементов стабилизируется, однако значения цинка остаются более низкими по сравнению с контролем.
Эта тенденция отрицательно сказывается на процессах репарации (у всех животных на вскрытии обнаружен выраженный спаечный процесс). Уровень меди быстро восстанавливается, обеспечивая посредством действия церулоплазмина антитоксическую функцию организма.

В клинической группе оперированных пациентов (рис. 2) уровень цинка при поступлении достоверно повышен (0,215±0,021 мг/%). На 1-е сутки после операции наблюдается тенденция к дальнейшему повышению его концентрации (0,258±0,057 мг/%), тогда как к моменту выписки показатели содержания цинка снижаются (0,167±0,02 мг/%). Содержание меди в сыворотке крови по сравнению с контрольной группой достоверно снижено (соответственно 0,122±0,015 и 0,071±0,011 мг/%). В процессе лечения наблюдается тенденция к повышению ее концентрации, и перед выпиской содержание достоверно различается по сравнению с показателями при поступлении (0,095±0,012 мг/%), однако не достигает значений контрольной группы.

В группе пациентов, у которых непроходимость разрешена консервативно, наблюдается схожая тенденция (рис. 3). Уровень цинка повышен при поступлении в стационар (0,195±0,02 мг/%) и достоверно снижается перед выпиской (0,147±0,048 мг/%). Содержание меди при поступлении также значительно ниже, чем в контрольной группе (соответственно 0,122±0,015 и 0,07±0,005 мг/%), а перед выпиской повышается (0,096±0,012 мг/%).

Можно предположить, что выявленные при анализе полученных данных колебания уровня цинка в группе оперированных свидетельствуют о стимуляции процессов репарации в ответ на кишечную непроходимость и следующую за ней операционную травму. Повышение его содержания при поступлении является, безусловно, ответом на стрессовое воздействие, причина которого — в развивающейся кишечной непроходимости. В дальнейшем оперативное вмешательство, устраняя причину непроходимости, само по себе приводит к массивному повреждению тканей и усугублению процессов репарации.
В этом случае выброс цинка в сыворотку крови — компенсаторная реакция, стимулирующая в дальнейшем репаративные процессы. Кроме того, повышение содержания цинка в сыворотке крови активирует иммунную систему, усиливает выброс интерлейкина-1, стимулирует Т-лимфоциты и мононуклеарные фагоциты [7]. По мере наступления реконвалесценции активность процессов заживления и иммуногенеза уменьшается, что приводит к снижению уровня цинка перед выпиской из стационара.

Немаловажное влияние на колебания уровня цинка и меди может иметь также фактор ионного дисбаланса, вызванного патогенетическими изменениями при кишечной непроходимости. Однако динамика уровня цинка и меди в обеих группах носит подобный характер, хотя степень интоксикации в группе оперированных, безусловно, выше. Таким образом, уровень указанных микроэлементов не зависит от выраженности интоксикации.

В группе неоперированных пациентов изменения содержания цинка в сыворотке крови носят схожий характер и соответствуют динамике изменений стресс – адаптация.

Уровень меди, который также должен соответствовать общей реконвалесцентной динамике организма (повышение при поступлении и снижение на момент выписки из стационара), напротив, при поступлении значительно снижен и не достигает показателей группы здоровых даже перед выпиской. Подобное снижение показателей содержания меди как в группе оперированных больных, так и у неоперированных пациентов не представляется возможным объяснить с позиции изменений, вызванных стрессовым воздействием, так как динамика изменений в обеих группах практически идентична, несмотря на различную степень интоксикации. Подтверждением этому служит высокий уровень меди в контрольной группе пациентов, которые также перенесли несложные оперативные вмешательства.

По данным ряда авторов [4], колебания уровня меди могут быть связаны также с болевым синдромом, однако в этом случае наблюдается гиперкупремия.

Так или иначе, снижение уровня меди в сыворотке крови неблаго-приятно сказывается на процессах иммуногенеза и перитонеальной репарации.
Дефицит меди отрицательно влияет на функцию церулоплазмина. В частности, снижается его способность к инактивации серотонина и гистамина [1], по некоторым данным [5, 8], играющих важную роль в патогенезе спайкообразования. Уменьшение содержания меди вызывает угнетение фагоцитарной активности нейтрофилов и пролиферативного клеточного ответа, снижение концентрации интерлейкинов [1, 6].

Недостаток меди является одним из патогенетических звеньев реакции быстрого ацетилирования, что приводит к избыточному синтезу коллагена эмбрионального типа и ускоренному росту соединительной ткани [2, 3].

Таким образом, колебания содержания цинка и меди в сыворотке крови экспериментальных животных и больных спаечной кишечной непроходимостью носят различный характер. Это свидетельствует о том, что процессы репарации и иммуногенеза при искусственном моделировании спайкообразования и при повторном формировании спаек у пациентов, страдающих спаечной болезнью, протекают по-разному. Изменения содержания цинка и меди в клинической группе не зависят от степени интоксикации. Возрастание концентрации цинка после травмы и стрессового воздействия отображает высокую активность репаративных процессов в организме пациентов с повторным спайкообразованием. Однако динамика изменений уровня меди не соответствует нормальной реконвалесцентной динамике. Гипокупремия носит стойкий характер, выражена при поступлении и сохраняется на момент выписки как в группе оперированных, так и в группе неоперированных пациентов. Это позволяет отнести низкий уровень меди к факторам, которые усугубляют процессы физиологической перитонеальной репарации и могут служить в качестве критерия индивидуальной склонности к спайкообразованию.

ЛИТЕРАТУРА 

1. Добротина Н.А., Рутницкий А.Ю., Кузьмина Е.И. // Иммунология. — 1998. — № 5. — С. 49—50.

2. Иванова М.Н., Коновалов А.К., Сергеев А.В. и др. // Мед. консультация. — 1995. — № 3. — C. 19—21.

3. Магалашвили Р.Д. // Хирургия. — 1985. — № 4. — С. 64—68.

4. Прокопишин М.В. // Микроэлементы в медицине. — Киев: Здоров’я, 1975. — С. 129—132.

5. Langer J.C., Liebman S.M., Monk P.K., Pelletier G.J. // J. Surg. Res. — 1995. — V. 59,N 3. — P. 344—348.

6. Percival S.S. // Amer. J. Clin. Nutr. — 1998. — V. 67, N 5 (Suppl). — P. 1064—1068.

7. Wellinghausen N. // Focus MUL. — 1998. — V. 15, N 2. — P. 102—108.

8. Yao Y.L., Ishihara T., Takai S. et al. // J. Surg. Res. — 2000. — V. 92, N 1. — P. 40—44.
 

Статья опубликована в журнале Медицинские новости



Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии

Нет комментариев


Читайте также:

Гигрома: причины, симптомы, диагностика и лечение

Гигрома – это кистозное доброкачественное образование округлой формы, состоящее из суставных оболочек. Внутри гигромы – содержимое, похожее на желе. Такое новообразование, если оно небольших размеров, не вызывает дискомфорта, но если расположено возле нервных окончаний и начинает расти, человек испытывает боль или, наоборот, чувствительность этого участка снижается.

Эндопротезирование – надежный способ восстановления функции коленного сустава

Колено – один из наиболее подвижных суставов, который ежедневно принимает на себя большие нагрузки. Поэтому неудивительно, что он быстрее изнашивается,...

Пластическая хирургия: уменьшение талии

Четкие контуры и выразительные линии можно получить с помощью формирования талии без удаления ребер.

Ринопластика: одна из самых востребованных операций в мире

Ринопластика – это одна из самых древних пластических операций и вместе с тем одна из самых востребованных сегодня. Возможно, популярность заключается в том, что именно ринопластика или коррекция формы и размеров носа позволят не только кардинально изменить черты лица, сделать его более изящным, но и улучшить процесс дыхания.

Как избавиться от кисты яичников?

Как избавиться от кисты яичников?Киста яичников – образование, заполненное жидкостью или другим материалом (кожей, хрящами или костьми), которое развивается в яичнике или...

VASER-липосакция: идеальные формы без длительной реабилитации

Оборудование VASER-Lipo для удаления лишнего жира появилось в США в начале нулевых, но только сейчас, пройдя долгий путь различных усовершенствований,...

Удаление желчного пузыря: кому показано и как проводится операция

При желчнокаменной болезни часто показано хирургическое удаление желчного пузыря. Лапароскопическая операция - самый малотравматический метод удаления желчного

Отделение малоинвазивной хирургии в "ОН Клиник"

Отделение малоинвазивной хирургии В «ОН Клиник Гагарина» начало работу отделение малоинвазивной хирургии. Здесь проводятся операций в области гинекологии, урологии, флебологии, дерматологии, эндокринологии, эстетической медицины,...

Лікування геморою лазером

Геморой - не єдина інтимна хвороба нашого часу. Наш хірург-проктолог «ОН Клінік Суми» вирішив розповісти детальніше про лазерне лікування. ??За останній час з’явилося багато...

Ефективне лікування геморою

Геморой - не єдина інтимна хвороба нашого часу. Наш хірург-проктолог «ОН Клінік Полтава» вирішив розповісти детальніше про проктологічні захворювання та лазерне лікування.? За...

Аппендицит: диагностика и лечение

Аппендицит - это воспаление аппендикса (придатка толстой кишки). Это неотложное состояние, при котором почти всегда необходимо хирургическое лечение - немедленное удаление воспаленного аппендицита. К счастью, без него можно нормально жить.

Що таке лазерна вапоризація?

Розповідати детально про те, що таке геморой, напевно, вже не варто. Ми писали про це багато постів, а ті, кому знайома ця...

Причини вростання нігтьової пластини

Причини вростання нігтьової пластини Неправильна обробка нігтя, наприклад, після невдалого манікюру. Це найпоширеніша причина його вростання (майже у кожної другої...

Лазер та геморой

Жах і біль - колись будь-яке хірургічне лікування геморою викликало тільки ці змішані почуття.  Зараз, якщо немає прямих показань до операції...

Нігтьовий панариций

Пароніхією або навколо нігтьовим панарицієм називається гостре гнійне запалення тканин, що оточують нігтьову пластину. Захворювання розвивається при попаданні в рану збудника. Привести...
САМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ