Покупая разрекламированные лекарства, не стоит ожидать эффекта
Министерство здравоохранения Украины предлагает усилить ответственность медиа за нарушения в сфере рекламы лекарственных средств. Рекламщики обвиняют в мошенничестве фармкомпании, а врачи утверждают, что навязчивая реклама - далеко не первая проблема в области медицины.
Коррупционный риск
Одной из самых распространенных причин смертности среди украинцев в МОЗ называют самолечение. По данным министерства, эта «болезнь», уже давно охватила страну, и затрагивает не меньше жизней, чем сердечно-сосудистые или онкологические заболевания. Причиной распространения проблемы «сам себе доктор» в ведомстве считают рекламу лекарственных средств: на телеканалах, в печатных изданиях или в радиоэфире.
Проблема, по мнению МОЗ, заключается в том, что журналисты не брезгуют некачественной рекламой и обнародуют информацию о симптоматических препаратах и средствах, клинические свойства которых не подтверждены. Яркая картинка, говорят чиновники, порождает спрос и приводит к тому, что почти половина средств, которые украинцы вкладывают в собственное лечение, тратится впустую.
Чтобы защитить интересы украинцев и приструнить рекламодателей, чиновники разработали законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка рекламы лекарственных средств».
Среди прочего чиновники предлагают подчеркнуть, что содержание рекламы должно соответствовать информации, изложенной в инструкции по применению лекарственного средства. Следует запретить во время рекламы определять диагноз и гарантировать наступления выздоровления. Нужно убрать из рекламных роликов не только медицинских работников и ученых, но и других публичных лиц (например, актеров или известных телеведущих), присутствие которых может привлечь к покупке и использованию препаратов.
Стоит также отказаться от рекламы медикаментов для детей. На очереди - запретить рекламу услуг народной медицины и знахарства. А главное - составить перечень безрецептурных лекарственных средств, запрещенных для рекламирования.
Законопроект общественности представил заместитель министра Роман Илык. Он пытался убедить присутствующих в том, что принятие такого акта значительно дисциплинирует «медийщиков». Ведь контроль за соблюдением законодательства о рекламе, кроме других субъектов, осуществляют компетентные представители центрального органа исполнительной власти, обеспечивающие формирование государственной политики в сфере здравоохранения. Финансовые же санкции к нарушителям сможет применять Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания.
С перспективой привлечения коллег к ответственности за нарушение рекламного законодательства не согласилась заместитель председателя Нацсовета Ульяна Фещук. По ее мнению, основными нарушителями должны выступать рекламодатели, которые предоставляют информацию телерадиокомпаниям. Последние же переживают не лучшие времена, поэтому вынуждены заполнять эфир тем, за что платят неплохие деньги. Поскольку только на телеканалах удельный вес рекламы лекарственных средств составляет от 30 до 70%, - заработок действительно может выйти неплохой.
Если же контроль станет слишком жестким, фармкомпании и рекламисты перейдут на просторы Интернета (который охватывает большую аудиторию, чем телевидение, радио и пресса вместе взятые), а в сети контроль за рекламой лекарств будет отсутствовать, поскольку эта сфера в Украине остается неупорядоченной.
Председатель комитета АПУ по медицинскому праву, партнер юридической компании Jurimex Марина Слободниченко уверена, что на сегодня законодательные акты содержат достаточно положений об ответственности рекламодателей.
Регулирования этой сферы прописано (правда, на уровне не законов, а подзаконных актов, в частности приказов МОЗ) лучше, чем в отдельных странах Европейского Союза. Только механизмы привлечения к ответственности практически отсутствуют. Поэтому ни телерадиокомпании, ни рекламодатели не обращают внимания на установленный в Украине запрет пропаганды средств от ожирения, импотенции, инфекционных болезней для детей до 14 лет, беременных женщин, а также препаратов, вызывающих синдром привыкания.Ответственное самолечение
Исполнительный директор ассоциации Владимир Игнатов уверен: все, что было сказано в рамках обсуждения положений законопроекта, не имеет никакого отношения к фармкомпаниям, работающих в стране ответственно. Например, он обратил внимание на рекламу биологически активных добавок, за которые украинцы готовы платить немалые деньги. Дело в том, что такие средства производят не фармкомпании, поэтому и обвинять их в нарушении рекламного законодательства нет смысла.
Также было вынесено предложение вспомнить концепцию ответственного самолечения, которую в 1979 г. сформулировала Всемирная организация здравоохранения. Тогда в ВОЗ исходили из того, что, если государственные учреждения здравоохранения будут принимать всех пациентов без разбора, систему ожидает коллапс. Поэтому тем, у кого наблюдаются банальные симптомы вроде насморка, кашля, невысокой температуры, головной боли и т.д., стоит самостоятельно выбирать препараты для лечения и обращаться к медикам, только если в течение трех дней не будет положительного результата.
«Когда приходится договариваться о рекламе лекарственного средства, юристы телерадиокомпаний всегда требуют доказательств того, что препарат является безрецептурным и не запрещенным к рекламе. Если таких доказательств не требуют, то делается это умышленно. Это уже исключительно ответственность телерадиокомпании», - подчеркнул Владимир Игнатов, исходя из собственной практики.
Другие же специалисты вообще заявили, что реклама не является основной проблемой формирования ненадлежащего отношения украинцев к собственному здоровью. По их мнению, культура лечения требует целого ряда мер, отнюдь не связанных с рекламой. А вот гражданам советуют осознанно подходить к процессу лечения и обязательно консультироваться с врачами по поводу целесообразности приобретения ценных средств.
Комментарии