Новый биоадаптивный метод формирования мотивации к занятиям лечебными физическими упражнениями у детей с детским церебральным параличом

Чаусовский Григорий Александрович
Доцент Запорожского национального университета

По данным ВОЗ, около 10% населения планеты являются инвалидами. В значительной мере это обусловлено и негативной тенденцией роста числа заболеваний детским церебральным параличом ( по данным различных авторов от 2 до 13 случаев на 1000 новорожденных). Известно, (Лильин Е., 1999), что детский церебральный паралич (ДЦП) занимает значительное место среди инвалидизирующих заболеваний детей и подростков, обусловливает снижение качества их жизни и проблемы социальной адаптации.

Среди многообразия современных методов восстановительного лечения и реабилитации детей, больных ДЦП, общепризнанно весьма эффективными являются приемы лечебной физкультуры.

Лечебные физические упражнения направлены на решение проблемы недопущения ослабления и атрофии мышц, формирования контрактур.
Эффективность применения лечебных физических упражнений в комплексе адаптационно-реабилитационных мероприятий при ДЦП в значительной мере зависит от регулярности и качества их выполнения. Присущий процессу выполнения лечебных физических упражнений рутинный характер, связанный с необходимостью осуществления многократных однотипных движений и мобилизации для этого эмоционально-волевой сферы больного, в определенной мере ограничивает возможности достижения максимальных реабилитационных эффектов.
Положительное решение данной проблемы требует создания условий для переключения доминанты сознания больного с монотонных двигательных упражнений на активный и созидательный интерес к реабилитационному физическому тренингу.

В настоящее время для активации мотивационных аспектов осуществления реабилитационного физического тренинга при ДЦП используют приемы биологической обратной связи (БОС), основанные на отражении двигательных паттернов в «физиологическом зеркале динамичных компьютерных сюжетов» (Сметанкин А., 2003) или акусто-оптических эффектов (Чаусовский Г., 2009).

Однако компьютеризированные реабилитационные системы требуют определенных профессиональных навыков для их использования и, в связи с этим, применяются , в основном, в условиях специализированных лечебных центров.

Известные портативные технические средства БОС, предназначенные для использования в бытовых условиях (Чаусовский Г., 2009), не позволяют внести образно-творческую компоненту в рутинный процесс осуществления реабилитационного физического тренинга. Это ограничивает возможности усиления формирования мотивации к выполнению лечебных физических упражнений детьми с ДЦП.

Новизной разработанного метода является внесение образно-творческой компоненты в процесс выполнения лечебных физических упражнений, что позволяет общедоступными приемами усилить мотивационный аспект у детей к осуществлению реабилитационного физического тренинга при ДЦП.

Аппаратурное оформление разработанного метода реализовано в виде фиксируемого на теле больного тактильного сенсора, который синхронно с движениями ребенка коммутирует подачу электрических импульсов постоянного тока на электрохимический интегратор.
Электрохимический интегратор выполнен в виде расположенных в одной плоскости электродов – пластинчатого анода и проволочного катода , который является сменным элементом конструкции и сделан в виде различных символических фигур ( человека, солнца, зверька, сердца, буквы и т.д.). Перед использованием интегратора, на его электроды накладывается белый лист фильтровальной бумаги, пропитанный раствором поваренной соли с исходно бесцветным индикатором рН (фенолфталеином).

При выполнении ребенком лечебных физических упражнений, происходит периодическое замыкание электрических контактов тактильного сенсора, которые включают портативное звуковоспроизводящее устройство и замыкают электрическую цепь подачи питания на электрохимический интегратор. Это сопровождается постепенным переходом (по контурам фигуры катода) окраски индикатора рН от исходного бесцветной к ярко красной (малиновой). Изменение окраски обусловлено процессом электролиза и образованием возле проволочного катода щелочной фракции (католита).

В связи с тем, что процесс электролиза подчинен закону Фарадея, время появления окрашенной фигурки (контуров катода) и интенсивность её окраски зависит от величины электрического тока и времени его протекания, т.е.

от длительности выполнения больным лечебных физических упражнений и их интенсивности ( частоты движений). Как уже отмечалось, процесс выполнения лечебных физических упражнений сопровождается также его автоматическим озвучиванием текстом поощрительной смысловой направленности, предварительно записанным авторитетным для малыша голосом, например мамы: «Молодец! Ты правильно двигаешь ручкой. Вот и рисунок появляется. Над еще подвигать ручкой и фигурка станет яркой».

Таким образом, приемы разработанного метода способствуют вовлечению ребенка при выполнении лечебных физических упражнений в своеобразный творческий процесс. Это усиливает позитивную мотивационную настроенность на активное воплощение реабилитационных задач, способствует разрушению порочных двигательных паттернов и формированию более физиологичных. Одновременно обеспечивается переключение доминанты сознания с рутинных двигательных упражнений на активный созидательный интерес к реабилитационному тренингу.
Внесение творческой компоненты в процесс выполнения лечебных физических упражнений способствует более успешному достижению весьма значимых при ДЦП следующих реабилитационных эффектов:

-снижение показателей ситуативной тревожности при выполнении физических упражнений;
-расширение общей двигательной активности;
-снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;
-формирование статических и локомоторных функций;
-улучшение подвижности в суставах и координации движений;
-подавление паразитарных движений и закрепление у ребенка требуемых двигательных навыков;
-преодоление пассивности и усиление мотивации к осуществлению лечебных физических упражнений, активации эмоционально-волевой сферы больного.

Разработанный метод общедоступен для реализации в бытовых условиях, что весьма значимо для больных, которые не имеют возможности пользоваться услугами специализированных реабилитационных центров.

Стоимость аппаратурного оформления метода не превышает 3 у.е., однако присущие ему функциональные возможности активации мотивационных аспектов к осуществлению физического реабилитационного тренинга с целью развития двигательных навыков у малышей, больных ДЦП, способствует их последующей более успешной адаптации в социум.

Аппаратурное оформление метода формирования мотивации к занятиям лечебными физическими упражнениями у детей с детским церебральным параличом
 



Щоб залишити коментар, необхідно авторизуватися

Коментарі

Коментарі відсутні


Читайте також:

Розлад харчової поведінки: симптоми, види, причини

Існує багато різних харчових розладів, в основі яких – проблеми з психічним здоров’ям, коли людина неадекватно ставиться до їжі та до свого зовнішнього вигляду. При таких розладах людина не сприймає себе такою, як вона є, постійно думає про свій зовнішній вигляд і впевнена, що її щастя залежить виключно від зовнішності.

Як лікувати депресію та як розпізнати непрофесійного психіатра?

Помірну та важку депресію лікують як ліками, так і психотерапією. Але у країнах, де рівень доходів низький або середній (Україна належить саме до таких держав) люди часто взагалі не звертаються до лікарів по допомогу або ця допомога є недостатньою. Статистика свідчить, що люди з депресією навіть приховують від лікарів сімейної практики те, що страждають на депресію.

Що варто знати про «Гідазепам»?

Якщо ви будете кожного разу при панічній атаці приймати «Гідазепам», то це лише погіршить ситуацію – атаки переростуть у панічний розлад. Не потрібно приймати «Гідазепам» «профілактично» (перед походом до торгового центру, поїздкою у транспорті тощо). Кожного разу у вас буде формуватися уникаюча поведінка, залежність від препарату, з часом потрібна буде все більша і більша доза.

8 вправ для самодопомоги при стресі: поради психолога

Усі ми зараз перебуваємо у стресі і тривалому нервовому напруженні, що негативно відображається також і на фізичному стані організму. Психолог Лапушинська Т.О. пропонує 8 вправ на уяву, що допоможуть нормалізувати емоційний стан.

Как защитить ребенка от «групп смерти»

В последнее время участились детские самоубийства, вызванные участием детей в так называемых группах смерти в интернете. Как понять, что ребенок в опасности?

10 простых способов избавится от депрессии

Человек с депрессией может чувствовать себя беспомощным, но это не так! Кроме работы с психотерапевтом и в некоторых случаях, медикаментозного лечения, есть несколько способов бороться с депрессией самостоятельно. Добавление в режим дня физической активности и здорового питания, изменение образа мышления - это естественные способы борьбы с депрессией. Начните придерживаться этих советов прямо сейчас, что бы они помогли чувствовать себя лучше.

Как избавиться от панических атак?

Паническими атаками страдает 5 % всех людей, но опасности для здоровья они не несут. Но если человек не будет обращаться за помощью к специалисту, панические атаки существенно ухудшат качество его жизни

Что такое чувствительная к отказу дисфория?

Люди страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности ( СДВГ ) имеют сложности с концентрацией и усидчивостью. У большинства таких людей, так же отмечается повышенная чуствительность к тому что о них думают и говорят другие люди - это называют чуствительной к отказу дисфорией ( ЧОД ). ЧОД не является медицинским диагнозом, это термин описывающий определенные сиптомы при СДВГ.

Сервисы чтобы найти психолога онлайн

Выбор психолога – сложный и ответственный процесс. Ошибка будет дорого стоить для душевного здоровья. Если попадется специалист, который не будет...

Паникующие пациенты с ковидом «рушат» свое здоровье

Когда пациент с коронавирусом начинает сильно тревожиться и паниковать, страдает его иммунная система и появляются психические расстройства

Лучшие успокоительные препараты без рецепта

При ситуационном стрессе можно применять безрецептурные успокоительные препараты. Мы составили топ-5 самых эффективных лекарств для лечения тревожности

Врачи рассказали, как победить «карантинную депрессию»

В условиях самоизоляции у многих людей началась депрессия. Психологи рассказали, как избавиться от депрессии

Нужно ли говорить ребенку, что Деда Мороза не существует?

Часто родители дошкольников и первоклассников начинают задумываться, может, пора сказать своему ребенку о том, что на самом деле Деда Мороза не существует? Психологи считают, что это нужно сделать тогда, когда ребенок будет сам готов.
САМОЛІКУВАННЯ МОЖЕ ЗАШКОДИТИ ВАШОМУ ЗДОРОВ'Ю