Современный взгляд на лечение анемии у недоношенных детей
Ольга Быцань
На сегодняшний день в практической неонатологии и педиатрии особое внимание
специалистов сконцентрировано на детях, родившихся преждевременно, особенно с
массой тела при рождении меньше 1500 г. Это обусловлено сложностью и
своеобразием их адаптации вследствие преждевременного перехода на внеутробное
существование, что приводит к развитию различных состояний в постнатальном
периоде, которые в силу незрелости организма ребенка и влияния совокупности
неблагоприятных факторов могут легко перейти в патологию.
Доктор медицинских наук, профессор кафедры неонатологии КМАПО им. П. Л. Шупика
Наталья Михайловна Пясецкая ознакомила с современными подходами в диагностике,
лечении и профилактике анемий у недоношенных детей. Она подчеркнула, что особое
место среди состояний постнатального периода у недоношенных новорожденных
занимает ранняя анемия недоношенных (РАН), которая развивается ввиду ряда
патофизиологических процессов, связанных с переходом ребенка в новые условия
существования. РАН — универсальное состояние, которое встречается у недоношенных
детей, родившихся с массой тела <1500г в гестационном возрасте <32 недель, в
65-100% случаев.
Ранняя анемия недоношенных — это выраженная форма
физиологической анемии новорожденных. Она развивается к концу первого-началу
второго месяца жизни, имеет нормохромно-нормоцитарный тип и является
гипорегенераторной анемией в результате транзиторной гипопродукции эндогенного
эритропоэтина.
В последние годы изменился взгляд на патогенез ранней анемии недоношенных.
Основные звенья в патогенезе РАН: дефицит гемопоэтических факторов (железа,
фолиевой кислоты, белка) и недостаточность гуморального фактора — эритропоэтина
(ЭП), ответственного за эритропоэз в организме, повышенный гемолиз эритроцитов,
особенность типов гемоглобина, физиологическая гемодилюция, лабораторные потери
и другие факторы.
Регуляция эритропоэза осуществляется эритропоэтином по принципу обратной связи.
Интенсивность его обусловлена уровнем эритропоэтина в крови, физиологическим
стимулом продукции которого является гипоксия. Внутриутробно он продуцируется в
печени, которая сохраняет за собой эту функцию (в меньшей степени) как после
рождения, так и на протяжении всей последующей жизни. После рождения основным
органом, продуцирующим эритропоэтин (до 90%), являются почки. Процесс перехода
начинается с 32-й недели гестации. Это объясняется тем, что печеночные
О2-рецепторы менее чувствительны к гипоксии и реагируют на уровень рО2, равный
25-30 мм Hg (кислородное насыщение крови при этом составляет 50-60%), что
защищает плод в условиях относительной гипоксии от избыточной полицитемии.
Смена продукции ЭП с печени на перитубулярные клетки почек происходит на
протяжении последнего триместра внутриутробного развития и заканчивается к концу
второго месяца жизни. Кислородные рецепторы почек высоко чувствительны к
понижению О2 и начинают реагировать на уровень рО2, равный 95 мм Hg, продуцируя
эритропоэтин и поддерживая тем самым эритроцитарное равновесие.
Частота развития и тяжесть клинического течения РАН обратно пропорциональна
сроку гестации и массе тела при рождении. Степени тяжести РАН, соответствующие
общепринятой классификации по А. И. Хазанову, следующие:
Основными клиническими симптомами РАН являются: увеличение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания, появление функционального систолического шума, усиление бледности кожных покровов, снижение двигательной активности, мышечного тонуса и суточной прибавки массы тела. Все эти клинические симптомы у здоровых недоношенных новорожденных можно рассматривать как включение компенсаторных механизмов организма в ответ на снижение количества клеток — переносчиков кислорода. У детей с кардио-респираторными проблемами эти симптомы являются угрожающими. Нужно помнить, что компенсаторные возможности у недоношенных детей ограничены ввиду общей незрелости организма и наличия сопутствующей пери- и постнатальной патологии.
До последнего времени основная роль в лечении РАН отводилась трансфузиям эритроцитарной массы, которые в настоящее время претерпевают критику. Риск гемотрансфузии известен всем специалистам: инфекционный риск (перенос трансмиссивных инфекций), иммуносупрессия, угнетение собственного эритропоэза, временный эффект с возможным рецидивом анемии, волемическая перегрузка, метаболические нарушения и другие. Это обусловило поиск средств, альтернативных донорской крови, для лечения анемии. К таким средствам относится рекомбинантный человеческий эритропоэтин (Эпоэтин бета), полученный с помощью методов генной инженерии и внедренный в клиническую практику во всех возрастных группах.
Данные о том, что эритропоэтин является главным фактором в регуляции фетального и неонатального эритропоэза и что РАН характеризуется временной остановкой синтеза эндогенного эритропоэтина, дают возможность использования рекомбинантного эритропоэтина (Эпоэтин бета) у этой категории детей, обеспечивая не только хорошую терапевтическую эффективность, но и являясь физиологическим методом терапии.
Необходимо подчеркнуть, что одновременно с введением Эпоэтин бета, в результате активации эритропоэза, а также для достижения лучшего терапевтического эффекта, возрастает необходимость в адекватной обеспеченности белком и назначении препаратов железа (от 2 до 6 мг/кг/день), особенно у недоношенных детей, так как у них ограничен запас железа, а при его недостатке действие Эпоэтин бета снижается. Введение Эпоэтин бета повышает утилизацию клетками костного мозга железа из железосодержащих препаратов.
Снижение потребности в продуктах аллогенной крови и предупреждение осложнений, связанных с ними, является важным преимуществом включения Эпоэтин бета в терапевтический комплекс для профилактики и лечения ранней анемии недоношенных. Этот метод биологически безопасен и экономически доступен, что дает основание рекомендовать его для применения в неонатологической практике при выхаживании недоношенных детей, особенно гестационного возраста <32 недель и массой тела при рождении <1500 г.
Известно, что кроветворение недоношенных новорожденных с 2,5-3-месячного возраста вступает в железодефицитную фазу с развитием у большинства из них, без дополнительного введения железа, поздней анемии недоношенных (ПАН), характеризующейся всеми признаками дефицита этого микроэлемента. Развитие ПАН объясняется первоначально небольшим депо железа (в результате недостаточных фетальных запасов железа к моменту рождения), большей потребностью в железе в процессе роста и недостаточным его поступлением с пищей.
Частота возникновения ПАН составляет 50-100% и зависит от степени недоношенности, вредных факторов перинатального периода (гестоз, ЖДА беременных II-III степеней, хронические болезни матери, инфекции, перинатальные кровопотери), характера выхаживания и вскармливания, патологии постнатального периода (дисбактериоз, гипотрофия, рахит), а также от своевременности и качества профилактики анемии препаратами железа.
По этой причине большинство недоношенных новорожденных, особенно с массой тела при рождении менее 1500 г, нуждаются в профилактическом введении железа для предупреждения развития его дефицита. Однако точный возраст, с которого нужно назначать железо, не установлен.
У новорожденных и детей грудного возраста значительную долю среди всех видов анемий занимает железодефицитная анемия (ЖДА). Извест-но, что единственным источником железа для плода является кровь матери. Поэтому решающую роль в процессах антенатального поступления железа в организм плода играют состояние маточно-плацентарного кровотока и функциональный статус плаценты, при нарушении которых уменьшается поступление железа в организм плода.
По данным ВОЗ (1992), дефицит железа встречается, как минимум, у каждого 4-го младенца; у каждого 2-го ребенка в возрасте до 4 лет; у каждого 3-го ребенка в возрасте от 5 до 12 лет.
Непосредственной причиной развития ЖДА у ребенка является дефицит железа в организме, который зависит от обеспеченности плода железом внутриутробно и новорожденного железом после рождения (экзогенное поступление железа в составе грудного молока или смесей и утилизация железа из эндогенных запасов).
Железо в организме распределяется в следующем виде: функциональное железо (гемоглобин — 60% железа; миоглобин — белок, переносящий О2 в мышцах, — 9%; гемовые и негемовые ферменты — 1%); транспортное железо (трансферрин); депонированное железо (ферритин, гемосидерин) — 30%.
Депо железа (величина непостоянная) — разница между
поступившим и выделенным из организма железом.
Метаболизм железа — высокоорганизованный процесс, при котором
практически все железо, высвобождающееся при распаде Hb и других
железосодержащих белков, вновь утилизируется.
Механизм развития дефицита железа у новорожденных обеспечивается:
Группу риска по развитию железодефицитных состояний и ЖДА составляют:
новорожденные, родившиеся от многоплодной беременности; новорожденные с перинатальными кровопотерями; новорожденные, родившиеся у женщин с ЖДА, обострениями хронических соматических и инфекционных заболеваний, тяжелыми гестозами; новорожденные с постнатальной патологией (гипотрофия, дисбактериоз, инфекционные заболевания); недоношенные дети, которые представляют основную группу детей по развитию ЖДА, так как кроветворение недоношенных новорожденных с 2,5-3-месячного возраста вступает в железодефицитную фазу с развитием поздней анемии недоношенных.Дополнительным фактором, приводящим к быстрому истощению запасов железа у
недоношенных детей с развитием ЖДА, является эритропоэтинотерапия.
Учитывая важную роль железа в организме и патологическое влияние ЖДА на развитие
новорожденного, основой лечебно-профилактических мероприятий являются:
Основные принципы лечения ЖДА заключаются в следующем:
невозможно возместить дефицит железа без применения железосодержащих препаратов; терапия железодефицитных состояний должна проводиться преимущественно препаратами железа для перорального приема; детям раннего возраста предпочтительнее назначение препаратов железа, выпускаемых в жидкой форме (капли, сироп); терапия ЖДА не должна прекращаться после нормализации уровня гемоглобина.В настоящее время для профилактики и лечения ЖДА у новорожденных и детей
раннего возраста появился широкий арсенал железосодержащих препаратов для
перорального введения (капли, сироп). Из препаратов двухвалентного железа в
нашей клинике (отделения выхаживания недоношенных детей и патологии
новорожденных УДСБ ОХМАТДЕТ — клиническая база кафедры неонатологии КМАПО им. П.
Л. Шупика) широко используется препарат АКТИФЕРРИН фармацевтической компании ratiopharm International GmbH (Германия) в виде капель. Это объясняется
тем, что новорожденным не рекомендуется назначать таблетированные и
капсулированные формы железа (из-за сложности введения и точности дозирования),
а также парентерально вводимые формы железа, что может привести к избытку
свободного ионизированного железа в организме, обладающего токсическим
действием.
Требования, предъявляемые к ферропрепаратам:
Этим требованиям в наибольшей степени отвечает препарат двухвалентного сульфата железа — АКТИФЕРРИН (капли).
Он представляет собой растворимую форму сульфата двухвалентного железа в комплексе с D,L-серином (a-амино-b-оксипропионовая кислота), улучшающим его всасывание. Препарат минимально раздражает ЖКТ и разрешен к применению во всех возрастных группах.
Схемы назначения Актиферрина для недоношенных новорожденных следующие. Для профилактики развития дефицита железа и/или ЖДА с учетом толерантности ЖКТ ребенка: более раннее — с 20-25 дней жизни 0,5 мг/кг/сут с постепенным увеличением дозы до 2-3 мг/кг/сут с учетом железа, поступающего с пищей (если ребенок вскармливается смесью, обогащенной железом), длительность 3-6 месяцев; более позднее — с 35-40 дней жизни 1-2 мг/кг/сут (согласно рекомендациям Американской академии педиатрии) с постепенным увеличением дозы при необходимости до 3-5 мг/кг/сут: С лечебной целью доза может быть повышена до 5 мг/кг/сут.
Для доношенных новорожденных из группы риска:
0,5-1 мг/кг/сут с постепенным увеличением дозы до 2-3 мг/кг/сут при необходимости с учетом железа, поступающего с пищей (если ребенок вскармливается смесью, обогащенной железом), длительность 2-6 месяцев; 1-2 мг/кг/сут длительно (лечебная доза — 3-5 мг/кг/сут).При назначении препарата Актиферрин необходимо учитывать толерантность и
характер вскармливания, что позволяет проводить коррекцию назначаемой дозы.
Анализ полученных предварительных результатов показал, что препарат Актиферрин
новорожденные дети (доношенные и недоношенные) достаточно хорошо переносят.
Назначение Актиферрина отражалось на показателях красной крови: эритроцитарных
индексах и уровне сывороточного железа.
Критериями эффективности Актиферрина являются:
ЖДА у новорожденных является распространенной гемопатией. В группу риска по
развитию железодефицитной анемии и потому требующие более раннего
профилактического назначения препаратов железа относятся дети, родившиеся от
матерей с осложненным течением беременности (токсикоз, анемия, многоплодие,
наличие респираторных инфекций), дети с перинатальными кровопотерями, с
сопутствующей патологией (ВЖК III степени, инфекции и другие), недоношенные дети
и дети, получающие эритропоэтинотерапию.
Препарат Актиферрин (капли) оказывает профилактическое действие в отношении
развития ЖДА у недоношенных детей — поздней анемии недоношенных. Среди детей,
которые не получали препараты железа, частота анемии составляет 80%, в то время
как у тех, кто получал железосодержащие препараты, данное явление наблюдалось
лишь в 26% случаев.
Актиферрин (капли) хорошо переносят новорожденные при индивидуальном подборе
дозы с учетом толерантности, удобен в дозировании, что позволяет с наибольшей
точностью рассчитать дозу, предупредить передозировку и связанные с ней
осложнения. Терапевтическая эффективность Актиферрина повышается при сочетании с
витаминами А, С, Е и фолиевой кислотой. Актиферрин может быть рекомендован для
широкого использования в профилактике и лечении ЖДА у новорожденных.
Таким образом, Актиферрин — препарат выбора в профилактике и лечении ЖДА у
недоношенных новорожденных ввиду своей высокой терапевтической эффективности,
безопасности и отличной переносимости.
Источник: http://medolina.ru/
Коментарі