Психология скидок: как не сойти с ума в «черную пятницу»
Уже за несколько недель до пресловутой «черной пятницы» начинается массовое волнение. Люди подписываются на всевозможные рассылки и изучают ассортимент любимых магазинов.

В этом году «черная пятница» выпала на 23 ноября. Вы уже знаете, за чем именно побежите в ближайший торговый центр? Давайте разберемся, что заставляет людей сходить с ума от скидок и можно ли держать себя в руках.
Профессор программы мерчандайзинга из Университета Индианы Шарон Леннон заинтересовалась неадекватным потребительским поведением, когда стала свидетелем настоящих драк в магазинах во время «черной пятницы». Несколько лет назад люди опрокидывали тележки друг друга, забирали вещи и сражались физически.
Во время исследования, в котором участвовали 189 покупателей, гнавшихся за скидками, был проведен опрос. Выяснилось, что женщины среднего возраста с высшим образованием нередко воровали вещи у других, опрокидывали стойки с товаром, ссорились с покупателями и повышали голос на продавцов. И главное – не в полной мере отдавая себе в этом отчет!
По мнению ученых, к такому поведению приводит чувство несправедливости. Леннон отмечает, что рознично-потребительские отношения мы представляем как покупку чего-то за деньги. Когда такой обмен нарушается, это вызывает ощущение неравенства. И если человеку такая несправедливость в магазине покажется слишком явной, он начнет себя вести неадекватно.

Бриджит Николс из Университета Северного Кентукки причиной безумного поведения людей называет искусственный дефицит.
То есть если покупатель понимает, что продукта мало, он начинает ценить его еще больше. А «черная пятница» придумана для того, чтобы продать ограниченное количество товара за минимальный отрезок времени. Происходит спекуляция на чувстве дефицита.Проводя опросы и исследования, Николс пришла к выводу, что дефицит провоцирует «потребительское конкурентное возбуждение», когда поход в магазин воспринимается как некая игра, в которой непременно нужно выиграть. Это как аукцион, где хочется кого-то обойти.

Ученые доказали, что во время «черной пятницы» человек занимается шопингом с намного большим удовольствием, чем в обычные дни. К сожалению, во всем мире «черные пятницы» становятся все более травмоопасными. Но данный факт не останавливает покупателей. И это при том, что за несколько месяцев до периода скидок магазины… повышают цены на свои товары.
Бриджит Николс уверена, что магазины специально провоцируют людей, чтобы те ломали двери и опрокидывали полки с товарами. Владельцы не осознают, что в этих столпотворениях может произойти что-то серьезное. Тем, кто уже начал охоту за скидками или находится на низком старте, психологи рекомендуют быть спокойнее. Нужно помнить, что никакие низкие цены не стоят того, чтобы причинять боль другим, нервничать и терять самообладание.
Коментарі