Динамика параметров красной крови как отражение характера ДВС-синдрома при различных клинико-лабораторных вариантах неонатального сепсиса

Иванов Д.О., Жетишев Р.А., Шабалов Н.П., Шабалова Н.Н., Юрченко Г.В
ДГБ № 1 и кафедра педиатрии с курсами перинатологии, эндокринологии
ФПК и ПП СПбГПМА

Целью данной работы было изучение особенностей показателей красной крови в динамике различных клинико-лабораторных вариантов неонатального сепсиса (гипоэргическом -А) и гиперэргическом -Б) и их сопоставление с гемостазиологическими данными.

Материалы и методы

Обследовано 45 новорожденных (доношенных и недоношенных с массой тела 1500-2500г), из них с гипоэргическим сепсисом- (А) 21- ребенок, c гиперэргическим сепсисом (Б)-24 ребенка. Дети находились на лечении в отделениях реанимации и интенсивной терапии ДГБ №1. В качестве группы сравнения мы использовали данные, полученные у здоровых новорожденных родильного дома №16, а также у детей отделения №9 ДГБ № 1, не имевших анемии и очагов инфекции.

Параметры красной крови определяли с помощью гематологического счетчика ЕZ-822 фирмы “MVT”: количество эритроцитов (Er), гемоглобин (Hb), гематокрит (Ht), средний объем эритроцита (MCV), cреднее содержание гемоглобина в эритроците (MCH), среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците (MCHC). Проведен анализ характера распределения эритроцитов по MCV при гипоэргическом (А) и гиперэргическом (Б) вариантах неонатального сепсиса.

Параметры гемостаза: активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ), протромбиновое время (ПТВ), тромбиновое время (ТВ) определяли с помощью фибринтаймера и реагентов фирмы Bering. Агрегация тромбоцитов на адреналин оценивалась с помощью агрегометра. Результаты сопоставлены с клинической характеристикой сепсиса.

Статистическая обработка проведена с использованием t критерия Стьюдента и непараметрических критериев Фишера и Колмогорова

Результаты и обсуждение

Анализ MCV, MCH, MCHC, Ht, Er, Hb, Rt выявил следующее:

1) Уже исходно (при первом обследовании на 2-3 дни жизни) в группе А-(гипоэргический вариант) выявлена анемия.

При варианте А она сохранялась в течение всего периода наблюдения, максимально была выражена на 2-й неделе (число эритроцитов в среднем было < 3 ·10??/л 10, а гемоглобин < 97г/л) и носила гипорегенераторный характер При варианте Б исходно анемия не отмечена. Она появляется на 2-й неделе, в разгар септического процесса Уровень эритроцитов выше 3·10??/л, а Нb117 г/л и ниже. Анемия имела регенераторный характер.

2) Анализ средней величины MCV (таблица 1) и кривой распределения эритроцитов по объему (рис 1) выявил различную их значимость в оценке тяжести и характера ДВС при гипо- и гиперэргическом сепсисе. У здоровых новорожденных 2-3 недель жизни, по нашим данным, средние значения MCV = 96, 5 ± 2, 4 фл , что соответствует нормативным данным у взрослых (Albrittony). Важно отметить, что пик совпадает со средним значением MCV.

«Пик» гистограммы MCV при септическом ДВС (вариант А) не совпадает со средним значением MCV и чаще всего смещен влево, то есть в сторону микроцитоза. В данном примере (рис 1) у ребенка Б. он соответствует 75 фл при этом среднее MCV = 85:фл. При септическом ДВС (А вариант) отмечено в 3 раза большее число эритроцитов с MCV 62, 5 фл. и в 5 раз большее число эритроцитов с MCV 50фл и менее, чем у здоровых новорожденных, что отражает высокую степень фрагментации эритроцитов в ходе ДВС и его тяжесть. Вся кривая распределения смещена по отношению к гистограмме здорового также влево. Такой тип кривой сочетается с гипокоагуляционной и гипоагрегационной направленностью гемостаза.(таблица 1). Длительность этого периода составляла от 5 до 21 суток (у погибших детей – в течение всего срока наблюдения).

У 92, 9% детей с гипоэргическим вариантом сепсиса (А) в разгар ДВС отсутствовали кризы гиперкоагуляции (укорочение времени АЧТВ и ПТВ), а степень гипокоагуляционного сдвига составляла по АЧТВ -295, 3 сек и по ПТВ -19, 6 сек. У части детей в варианте А отмечался и макроцитоз. При этом выявлены 2 варианта динамики: у 35% детей макроцитоз кратковременно отмечен на начальной стадии сепсиса после чего следовал резкий сдвиг в сторону микроцитоза, что сочеталось с ухудшением клинического состояния ребенка; у 29, 4% макроцитоз сопровождался снижением МСН, концентрации гемоглобина в эритроците (МСНС), указывающих на набухание исходно не крупных клеток, предшествовал летальному исходу.

3) «Пик» MCV (рис1) при септическом ДВС (вариант Б ) чаще всего смещен (по сравнению с гистограммой здорового) вправо. У больной Г. на рис 1 он соответствует 116 фл при среднем значении MCV= 120, 8. По отношению к среднему MCV пик смещен влево и в данном случае. При варианте Б характер распределения ближе к нормальному, хотя и преобладают макроциты Это сочетается с гиперагрегацией тромбоцитов на адреналин (у 59% детей) и гиперкоагуляцией. Присутствуют частицы с MCVболее 150- 175фл. Микроцитоз имел место у 15% детей при варианте Б. Его появление в динамике сепсиса является неблагоприятным прогностическим фактором и предшествует летальному исходу.

4) При гиперэргическом варианте (Б) кризы гиперкоагуляции имели место у 100% больных, при этом их длительность составляла от 5 до 30 дней, то есть имела место общая гиперкоагуляционная направленность гемостаза. В то же время, и у данной группы детей в динамике ДВС-синдрома отмечены эпизоды гипокоагуляции (у 85, 6% лишь однократно), которые как правило совпадали с появлением новых очагов инфекции. Одновременно с этим снижалась агрегационная активность тромбоцитов на адреналин. Величина гипокоагуляционного сдвига при этом составляла 144, 8 сек и 27, 5 сек (по данным АЧТВ и ПТВ соответственно), что в 2 раза ниже, чем в группе «А»

5) В целом вне зависимости от варианта градиент колебаний среднего MCV в динамике процесса более 24фл, по нашим наблюдениям, является неблагоприятным прогностическим признаком. Отсутствие колебаний MCV на фоне макроцитоза также неблагоприятно.

6) Размах распределения MCV эритроцитов на гистограмме (ширина основания и градиент между минимальным и максимальным значениями MCV), свидетельствующие о гетерогенности популяции эритроцитов, имеется при обоих вариантах сепсиса, но более выражен при варианте А.

Средние значения MCV в сравнении с гистограммой распределения, на наш взгляд, менее показательны. С одной стороны, они “грубо” отражают тяжесть ДВС, так как данный параметр лишь при фрагментации большей части эритроцитов существенно сместится в сторону микроцитоза.

Наличие анизоцитоза, то есть гетерогенности популяции может маскировать степень фрагментации, то есть тяжесть ДВС. С другой стороны, объем эритроцита-микроцита может возрастать вследствие клеточной гипергидратации (набухания клеток) или объем эритроцита-макроцита может уменьшаться вследствие клеточной дегидратации. На этот факт указывает одновременное с повышением MCV снижение концентрации гемоглобина в клетке (MCHC) и наоборот.

7) Показатель MCHC в сопоставлении с MCV и MCH и осмолярностью плазмы, по нашему мнению, даже при однократном анализе может быть очень полезным в оценке тяжести общего состояния ребенка с сепсисом и прогноза. Способность эритроцитов адекватно отвечать на повышение осмолярности плазмы (при сепсисе в обоих вариантах она возрастает до 312 мосм/л ) гипогидратацией свидетельствует о сохранении мембранного потенциала. У 76, 9% детей с вариантом Б сохраняется такая способность. Набухание клеток в сочетании с гиперосмией указывает на дефект мембран в условиях ацидоза, нарушение мембранного транспорта ионов, поступления натрия в клетку и ее отек. Именно это имеет место, как правило, при более тяжелом течении сепсиса ( вариант А) и при ухудшении и неблагоприятном исходе в варианте Б. Снижение MCHC до 26 г/дл – исключительно неблагоприятен.

8) Величина MCH не всегда меняется синхронно с MCV. На наш взгляд, снижение MCH более объективно отражает явление фрагментации эритроцитов, чем MCV, так как не зависит от перемещения воды. У 88% детей при варианте А и 66% при варианте Б MCH в разгар процесса был менее 34, 0 (при норме 37-35 пг для 1-2 недель жизни), что может служить объективным признаком фрагментации клеток при любом варианте ДВС, независимо от объема эритроцита. Максимальное низкие значения MCH составили 25, 3 -25, 8пг и отмечены при обоих вариантах. Однако, на параметр MCH может оказать влияние появление новой популяции эритроцитов, то есть интенсисность гемопоза, запасы железа, энергодефицит. В начальной стадии сепсиса и гиперкоагуляционной фазе ДВС оба параметра синхронно снижаются.

Введение эритроцитной массы оказывает заметное влияние на параметры красной крови. После кратковременной тенденции к нормализации, через 2-3 дня заметно снижение MCH и MCV, усиление процесса фрагментации эритроцитов, то есть новой волны коагуляции.

Заключение:

1. Дети с гипоэргическим (А) и c гиперэргическим (Б) клинико-лабораторными вариантами неонатального сепсиса имеют различия по всем изученным эритроцитарным параметрам.

2. Кривая распределения эритроцитов по MCV при септическом ДВС зависит от клинико-лабораторного варианта неонатального сепсиса. Гистограмма больного при гипоэргическом варианте сепсиса, характеризующемся гипокоагуляционной направленностью гемостаза, чаще смещена влево (в сторону микроцитоза) по отношению к гистограмме здоровых новорожденных. Для варианта Б, характеризующегося кризами гиперкоагуляции и гиперагрегации, более типично смещение вправо (в сторону макроцитоза). Увеличение числа клеток с MCV < 62фл и > 125фл отражает тяжесть ДВС синдрома, состояние мембран и водно-электролитных расстройств.

3. В обоих вариантах пики гистограмм распределения эритроцитов по MCV смещены влево по отношению к средним значениям данного параметра у больного в связи с резким анизоцитозом.

4. Наличие у части больных в обоих вариантах клеток, превышающих нормативные данные, то есть крупных одновременно по MCH и MCV, возможно отражает сохранение фетального типа кроветворения.

5. Использование гематологического счетчика и, особенно анализа гистограмм распределения эритроцитов, позволяет объективизировать не только гемостазиологические расстройства, но и степень повреждения клеточных мембран.

Таблица 1. Параметры гемостаза и красной крови при гипоэргическом (А) и гиперэргическом (Б) вариантах неонатального сепсиса (период разгара процесса, М± м)

параметр АЧТВ

сек ПТВ

сек MCV

фл MCH

пг MCHC

г/.дл фаза гипер гипо гипер гипо min А вариант

N=21

44,7*

± 2, 7

340,4

± 54

19,0*

± 3, 3

38,6 *

± 4, 1

89,1*

± 2, 1

29*

± 1, 3

27,3*

± 1, 1 Б вариант

N=24 34,8

± 4, 4 131, 1

± 11, 2 14,2

± 0, 7 27,4

± 5, 3 108,4

± 5, 2 32,5

± 1, 4 31,1

± 1, 3 Здоровые

новорожд.

51,6

16,8

101-93

37-34

37,8-35,6

Рис 1

Литература

1. . Торубарова Н.А., Копыльцова Е.А., Партенадзе А.Н. и др. Общий анализ крови у детей: возможности и преимущества использования современных технологий // Детский доктор.-2000г.- №5.- С.48-51

2. Шабалов Н.П., Иванов Д.О., Шабалова Н.Н. Варианты течения ДВС-синдрома при неонатальном сепсисе. // В сб.: Перинатальные грани репродуктологии и детской гинекологии.-СПб.-1997.-с. 10



Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии

Нет комментариев


Читайте также:

Медицинские справки в школу в 2025 году: что нужно знать родителям

Чтобы ребенок мог начать обучение в новом учебном году, перед 1 сентября он должен пройти обязательный профилактический осмотр. По его результатам педиатр или семейный врач выдает необходимые документы. Какие именно справки нужны школьнику в 2025 году и как их оформить – рассказываем в статье.

Пупочная грыжа у детей: что нужно знать родителям

Пупочная грыжа — довольно распространенное явление у новорожденных, которое часто вызывает беспокойство у молодых родителей. У большинства малышей такая грыжа небольшая и проходит сама по себе по мере укрепления мышц живота. Однако в некоторых случаях может понадобиться помощь хирурга. Разберемся, что это за состояние, откуда берется грыжа и что с ней делать.

Ацетон у ребенка: причины, симптомы, лечение

Когда организму не хватает глюкозы, он переходит на расщепление жиров. При этом процессе в моче появляются кетоновые тела (кетонурия), токсичные и способные вызывать интоксикацию. Уровень ацетона – это уровень жиров, расщепляемых организмом.

Причины рвоты у ребенка

Рвота у ребенка может сопровождаться повышенной температурой, болью в животе, тошнотой, головной болью, общей слабостью и раздражительностью. Давайте рассмотрим причины рвоты и способы помощи ребенку.

Что делать, если ребенок часто болеет?

Полностью созревает иммунная система, когда ребенок достигает 5-6 лет. Новорожденный младенец в течение первых месяцев жизни защищен материнскими антителами, содержащимися в грудном молоке. Если ребенок питается смесью, риск инфекционных заболеваний у него несколько повышается.

Почему нельзя давать детям «Нифуроксазид»?

Производитель и научное сообщество FMA, проанализировав сомнительную пользу «Нифуроксазида» и возможные серьезные побочные эффекты, решили ЗАПРЕТИТЬ использование препарата у детей, а также максимально отказаться от применения у взрослых. Поэтому не травите своих детей!

Различные виды детских молочных смесей HiPP: какую выбрать в зависимости от потребностей ребенка

Молочные смеси предназначены для младенцев и маленьких детей и созданы таким образом, чтобы обеспечить питание и рост ребенка. Детское питание торговой марки HiPP - лучший выбор для мам и их малышей, так как специализируется на смесях для детей с аллергией или пищевыми непереносимостями

Почему детям нельзя давать отхаркивающие и муколитики?

Рандомизированные исследования, мета-анализы и систематические осмотры показали: отхаркивающие средства и муколитики работают так же, как и плацебо, причем такое лекарство может вызвать серьезные побочные эффекты.

Ацетон у ребенка: симптомы, причины, лечение

Главный способ снизить ацетон у ребенка – это давать ему пить много жидкости. Причем небольшими порциями, но часто (каждые 10-15 минут). Выбирайте теплые, слегка подслащенные напитки. Например, легкие отвары из сухофруктов, отвары с изюмом, минеральную воду «Поляна» или «Боржоми», но без газа. Идеальный вариант – «Регидрон» (раствор для восстановления электролитов при обезвоживании).

Как выбрать хорошего педиатра?

Выбираем педиатра для ребенка. Что учесть при выборе детского врача

Чем обычно болеют дети летом?

Существует список так называемых летних болезней, которые чаще всего обостряются у детей именно в жаркое время года.
САМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ