О психофизиологической основе аутопсихотерапии (представление об антистрессовой системе)
Воробейчик Я.Н. к.м.н., доцент
Ключевые слова: антистрессовая система (АСС), аутопсихотерапия (АП),
стрессоустойчивость (СУ).
В последние десятилетия отмечается выраженная тенденция к значительному
повышению роли аутопсихотерапевтического направления психотерапии, в арсенал
которого входят лечебно- поддерживающие и профилактические средства
психотерапевтической самопомощи ( 3, 9,.27).
Практически всеми школами современной психотерапии разработаны приемы,
упражнения и методы АП, применяемые с целью повышения эффективности
гетеропсихотерапии( 4,10,18).
Резко увеличилось издание научно-популярных книг по АП , многие из которых
написаны видными психотерепевтами(8,9,15).
В промышленно-развитых странах создано огромное число групп самопомощи и учебных
центров по самопрофилактике стресса и психогенных болезней (25, 27).
Широкое распространение в системе психотерапии получила партнерская модель
–пациент принимает активное участие в лечебно-реабилитационном процессе на
основе принципа: «Хорошо информированный больной (о сути болезни и знаниях по АП)
– действенный помощник лечащего специалиста, соучастник успешной терапии».
Значительно расширился круг психотерапевтов, которые считают, что овладение
больными средствами АП является обязательным, а не только желательным условием
для успешной психотерапии (9,18 ), т.к. «каждая психотерапия в конечном счете –самопсихотерапия»
( 4,с.388 ).
К примеру, известный американский психотерапевт Д.Рейнуортер, в предисловии
своей книги (18) утверждает, «я считаю, что психотерапия может быть успешна
только при условии, если пациент обучится самопсихотерапии. Посудите сами: из
100 часов бодрствования в неделю пациент может провести с психотерапевтом лишь
несколько часов. И,если он хочет добиться каких-либо результатов, то после
коротких встреч с психотерапевтом должен помогать сам себе».
В фундаментальном труде «Психотерапевтическая энциклопедия» (15) подчеркивается,
что для актуализации роли больных в лечебном процессе необходимо обучать их
умению поддерживать результаты терапии в связи с тем, что «цель лечения не в
предоставлении пациенту механических или психических «протезов», а в обеспечении
его к моменту окончания психотерапии средствами для самостоятельной борьбы с
трудностями, реали-зации своих жизненных целей» (с 706).
Особенно важное значение имеет обучение пациентов, нацеленное на формирование у
них умения быть активными и сотрудничающими партнерами с психотерапевтом, при
проведении когнитивно-поведенческой психотерапии (2,3),
личностно-ориентированной (19), групповой, игровой (11,12) и
гуманистическо-ориентированной (6, 9, 13).
Информация о зависимости эффективности психотерапии от овладения пациентами
знаний по АП, нашла отражение в учебных пособиях по психотерапии (12, 16, 17) и
в положении о психотерапевтических кабинетах (15).
Вместе с тем, как показывют результаты проверки работы кабинетов психотерапии, в
частности, одесского облздравотдела (Е.
Какие причины, связанные с медико-психологическими проблемами, негативно влияют на реализацию задачи психотерапевтов по проведений занятий с пациентами с целью повышения их уровня знаний по АП?
Нами полностью разделяется мнение авторов кн. «Общая психотерапия» (12), придающих исключительно большое значение теоретическому аспекту психотерапии в связи с тем, что «Любой, даже самый опытный, психотерапевт должен знать не только технику применяемых им психотерапевтических методов, но и что более существенно, теоретическую базу, на которой эти методы основаны. В противном случае, работая «вслепую», он в лучшем случае станет ремесленником, в худшем- шарлатаном»(стр.18).
Не менее важное значение имеет для психотерапевтов овладение знаниями теоретических основ психотерапии и с целью успешного обучения пациентов умению быть активным соучастниками психотерапевтического процесса (лечебно-реабилитационного и профилактического) при этом, памятуя, что среди современных людей преобладают индивиды с логико-критическим мышлением, отрицательно относящиеся к бездоказательной информации.
Отсутствие научно-теоретической базы по АП (в отличие от гетеропсихотерапии) создает дополнительные трудности для обучения пациентов, т.к. без нее невозможна систематизация материала, основанная на классификации средств ПС.
Нам удалось преодолеть описанные педагого-учебные проблемы лишь после разработки рабочего варианта гипотезы АСС, трудность подготовки которой весьма усложняло отсутствие в известной нам литературе информации об АСС как одной из защитно –адаптационных систем организма, состоящих из взаимосвязанных подсистем (следует отметить, что в публикациях, где встречается характеристика сути антистрессовой системы, под ней подразумевается не биологическая система, а её механизмы – биохимический, гормональный или подсознательный).
Разработанная нами гипотеза позволила на научной базе объяснять (слушателям курсов и пациентам, проходившим психотерапевтическое лечение) сущность лечебно-профилактического действия средств АП, а также создать их классификацию, которая была положена в основу разделения учебной программы на темы, соответствующие основным механизмам саморегуляции психоэмоциональной сферы.
В настоящей статье представлен усовершенствованный вариант гипотезы, где достаточно подробно рассматриваются психофизиологические механиз-мы регулируемой подсистемы и кратко –механизмы неуправляемых подсистем АСС (в связи с тем, что они всесторонне рассмотрены в литературе).
При разработке гипотезы мы опирались на ряд научно обоснованных источников, позволивших предположить, что:
*»мудрый организм», создавший множество защитно-адаптационных систем в процессе борьбы человека за свое существование (24), согласно законам эволюционного развития человека, должен был сформировать и АСС;
*не только при применении метода АТ (состоящего из 6 упражнений, каждое из которых имеет 5 приемов) происходит «восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия» (15,с.41), но и при использовании других средств АП;
* поскольку имеется зависимость стрессоустойчивости как от врожден-ных особенностей ЦНС, так и от системы воспитания и самовоспитания антистрессовых поведенческих навыков и умения оптимизировать психоэмоциональное состояние с помощью средств АП — в составе АСС должна быть и управляемая подсистема с психофизиологически-ми механизмами, участвующими в аутопсихотерапевтическом процессе;
* косвенным доказательством в пользу АСС могут служить данные, свидетельствующие об эффективности лечебно-профилактических средств психотерапии при заболеваниях, в этиопатогенезе которых ведущую роль играют психоэмоциональные дистрессоры- источники психотравмирующих переживаний, обуславливающих развитие психогенных болезней (согласно современным представлениям в группу внутренних дистрессоров входят внутриличностные и межличностные конфликты, нереализованные притязания и потребности - 5,25).
Для лучшего восприятия сути гипотезы, ее структура построена нами в виде доказательств соответствия особенностей механизмов антистрессовой системы четырем критериям понятия “биологическая система”.
Первый критерий - биологическая система должна состоять из подсистем (звеньев), решающих общую задачу. Согласно, предлагаемой гипотезе, основанной на анализе многочисленных данных литературы по проблеме противодействия эмоциональному стрессу -процесс преодоления отрицательных, вредоносных последствий эмоционального стресса происхо-дит с помощью защитных механизмов, входящих в состав трех подсистем (табл. 1):
Табл 1.
АНТИСТРЕССОВАЯ СИСТЕМА
(АСС - защитно-адаптационная система, состоящая из трех подсистем,
противодействующих возникновению и развитию психологического стресса)
ПОДСИСТЕМЫ
Эндокринно-биохимическая – бессознательная Инстинктивная, неуправляемая —подсознательная Управляемая — сознательно регулируемая Механизмы подсистем, участвующих в антистрессовом процессеI. Биохимические механизмы(гормональный и др.,) I. Механизмы “психологической защиты”.
1. Механизмы, снижающие уровень тревоги.
2. Механизмы, повышающие самооценку, самоуважение.
II. Механизмы “физиологической защиты”.
1. Мышечно-сосудистый механизм.
2. Легочный (дыхательный) механизм. I. Механизмы, регулирующие эмоциональную сферу.
1. Мышечно-эмоциональный механизм.
2. Легочно-эмоциональный механизм.
3. Сенсорно-эмоциональный механизм.
4. Психоэмоциональный механизм.
5. Межэмоциональный механизм
6. Психоэнергетический механизм.
II. Механизмы, регулирующие когнитивную (мыслительную) сферу.
1. Логико- коррекционный механизм.
2. Рационально-установочный механизм.
3. Позитивно-оценочный механизм.
III. Механизмы, регулирующие поведенческую сферу.
1. Условно-рефлекторный механизм.
2. Оператно-когнитивный механизм.
3. Рефлексивный механизм.
Схематическое (моделированное) представление об антистрессовой системе.
1. Бессознательная (гормонально-биохимическая) подсистема.
Ганс Селье, проведя большое количество исследований, пришел к выводу о функционировании в организме “природного защитного механизма” (20, с33.). Этот адаптационный механизм он назывет и “гомеостатической защитой» (с.35) вследствие того, что его главная функция - преодолевать стрессогенные воздействия путем восстановления гомеостаза.Антистрессовый процесс осуществляется благодаря защитному гормональному механизму, состоящему из двух видов кортикоидов - синтоксического, помогающего организму сосуществовать с дистрессом, и катотоксического, способствующего нейтрализации стресса (20, с. 34-37).
В последние годы расширилось представление об антистрессовых механизмах, функционирующих на уровне бессознательного. Доказано, что в антистрессовом процессе принимает участие и ряд других гормонов, особенно активно В-эндорфин, а также и “биохимический механизм” (так, В.И. Кресюн, исследуя биоэнергетику головного мозга при хроническом стрессе, выявил увеличение адениловых нуклидов и фосфатов на этапе усиленного сопротивления эмоционально-стрессовым воздействиям).
2. Подсознательная (инстинктивная) подсистема. В ее состав входят два вида защиты психоэмоциональной сферы от патогенных переживаний, возникающих при чрезмерном стрессе, психотравмирующих ситуациях и трудноразрешимых проблемах:
а) психологическая защита. Впервые ввел термин “психологическая защита” и описал ряд ее механизмов З. Фрейд (21), изучавший поведение больных истерией. Исследование механизмов психологической защиты продолжила А. Фрейд, описавшая десять ее видов (регрессия, сублимация, вытеснение, проекция и другие). В последующем были выявлены новые механизмы, ограждающие сознание от психотравмирующих переживаний. Проведенные исследования показали, что источником переживаний, побуждающих человека использовать средства психологической защиты могут быть не только внутриличностные конфликты, но и стрессогенные ситуации и проблемы.
Представление об участии психологической защиты в антистрессовом процессе нашло отражение в концепции о копинг-механизмах (26) - управляемых механизмах, противодействующих эмоциональному стрессу (А. Лазарус, Д. Мейхенбаум и Ф. Конфер, Г. Коттон и другие). Обоснованность ее подтверждают многочисленные наблюдения врачей и психологов за лицами, испытывающими тяжелые психотравмирующие переживания стрессогенного генеза. Многие из них неосознанно прибегают к способам психологической защиты путем снижения значимости источника тягостных переживаний, уменьшения чувства вины или неудачи, нахождения косвенных доказательств, для оправдания своего ошибочного мнения, поведения. В пользу представления о том, что подсознательные механизмы принимают участие в процессе противодействия стрессу, говорят и экспериментальные данные, доказывающие, согласно данным Ю.А Алеканд-ровского, наличие “общих закономерностей механизмов эмоционального напряжения и невротических расстройств” (1,с.103).
Общепризнанной классификации механизма психологической защиты в настоящее время не имеется. Психологи, например, зачастую в своей практической деятельности разделяют их по ожидаемым результатам на успешные (конструктивные) механизмы и неуспешные. Сотрудники отделения неврозов Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ выделяют четыре группы психологической защиты, способствующие пониманию больными истоков их внутреннего конфликта. В соответствии с задачами аутопсихотерапии, вытекающими из представления об антистрессовой системе, на наш взгляд, имеет преимущество классификация, разделяющая механизмы психологической защиты на две группы - на механизмы, снижающие уровень тревоги, и механизмы, повышающие самооценку, самоуважение (по Г. Гжегеловской).
б) физиологическая защита имеет ряд особенностей, отличающих ее от психологической защиты. Подсознательные механизмы (мышечно-сосудистый и легочный) физиологической защиты:
* активизируются при остром стрессе -внезапном возникновении опасной для жизни ситуации, ограждая от стрессоров преимущественно эмоциональную сферу;
* тесно связаны с вегетативной нервной системой, ее симпатическим отделом;
*имеют физиологическую основу и анатомическую структуру;
*участвуют в мобилизации как психофизиологических, так и энергетических резервов организма.
Основной вклад в теоретическое обоснование физиологической защиты принадлежит W. Cannon (24), концепцию которого высоко оценил Г. Селье(20), отметивший, что она создала предпосылку для разработки теории стресса.
3. Сознательно регулируемая подсистема. Ее основа - “управляемая психолого-физиологическая защита (подсистема)”, механизмы которой осознанно включаются в антистрессовый процесс с целью ограждения эмоциональной сферы и когнитивно-поведенческой сферы от патогенного воздействия патологических стрессоров.
Ее правомерно также называть “аутопсихотерапевтической” вследствие того, что активизация механизмов сознательно регулируемой подсистемы осуществляется с помощью психотерапевтических приемов, “рычагов”, применяемых самостоятельно или в составе упражнений и методов АП.
Теоретическое представление о сущности сознательно регулируемой подсистемы, ее механизмах и путях их активизации подготовила большая группа ученых, изучавших закономерности центральной нервной системы и системы отношений личности. Ими были раскрыты и изучены механизмы, регулирующие деятельность головного мозга и сфер личности - эмоциональной, когнитивной и поведенческой.
Проведенные исследования создали предпосылки для теоретического обоснования сущности лечебного воздействия средств “научной психотерапии”, в том числе и аутопсихотерапии, применяемой для поддержания гетеропсихотерапии и самопрофилактики функциональных нарушений и болезней психогенного (стрессового) происхождения.
Экспериментальные исследования нейрофизиологов и психологов доказали, что возможна саморегуляция, а, следовательно, и психотерапевтическая коррекция (совладение, оптимизация):
1) Эмоциональной сферы. Ее самооптимизация проводится с помощью шести управляемых механизмов:
- мышечно-эмоционального (путем регуляции тонуса скелетных мышц и мышечного слоя кровеносных сосудов);
- легочно-эмоционального (путем изменения глубины и частоты дыхательных актов);
- сенсорно-эмоционального (путем воздействия на анализаторы целебной силы музыки, запаха, цвета и света);
- межэмоционального (путем реализации доминантного принципа “эустресс против дистресса” - благодаря дружеским контактам, общению с духовной культурой и природой, развлекательной и спортивной хоббитерапии , а также принципа “стресс против стресса”);
- психоэмоционального (путем изменения направленности внимания, воображения и воспоминаний);
- психоэнергетического (путем оптимизации уровня эмоциональной напряженности, энергетического потенциала головного мозга).
Следует отметить, что механизмы эмоциональной саморегуляции сформировались в процессе эволюции, определившей особенности их включения в антистрессовый процесс. При этой форме саморегуляции используются, в основном, средства народной психотерапии или их модификации, разработанные психотерапевтами с учетом психологии современного человека;
2) Психической сферы (когнитивно-поведенческой). Ее саморегуляция достигается с помощью психологических механизмов, которые, в отличие от механизмов, регулирующих эмоциональную сферу, являются не врожденными, а приобретенными - создаются и совершенствуются в процессе антистрессового воспитания (самовоспитания) и обучения преодолевать дистрессы, конфликты и жизненные проблемы.
Управляемые механизмы психической сферы условно разделяют на две группы:
*Поведенческие механизмы. В соответствии с основными видами научения (приобретения навыков, умений и знаний) формируются и психологические механизмы, участвующие в самокоррекции поведения:
а) реактивный - путем выработки поведенческих навыков на условно-рефлекторной основе (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, П.К. Анохин и другие);
б) оператно-когнитивный - путем овладения умением проводить самоанализ “проб и ошибок” (Б. Скиннер, Э. Торндайк) и оценивать трудноразрешимые проблемы, ситуации с учетом прошлого опыта и возможных последствий (Э. Томлен);
в) социально-когнитивный (рефлексивный) – путем моделирования поведения людей, выбранных в качестве образца для подражания (А. Бандура) с учетом личностных особенностей, определяемых путем самонаблюдений и методик психодиагностики (В.М. Блехер, Л.Ф. Бурлачук, Я.Л.Коломинский, А.Е. Личко, С.С. Степанов; Р. Кэттел, С. Розенцвейг, Г. Роршах, М. Люшер и другие).
*Когнитивные механизмы - механизмы, способствующие формированию логико-позитивной, оптимистической направленности мышления. К ним относятся:
а) логико-коррекционный механизм - механизм, оказывающий психотерапевтическое воздействие благодаря овладению умением использовать законы логики при умозаключениях об источнике психотравмирующих переживаний (П. Дюбуа), выявлять и устранять ошибочные мысли, вызывающие необоснованные тревоги, депрессивный настрой (А. Бек, А. Эллис);
б) установочно-коррекционный механизм - механизм, способствующий формированию рационально-оптимистической установки к возможностям успешного преодоления психотравмирующих переживаний благодаря логико-обоснованному осмысливанию стрессогенной проблемы с установкой к возможностям ее разрешения (П.В. Симонов, К.В. Судаков, Ф.И. Фурдай, В.С. Ротенберг; Ф. Деси, Д. Ньюттен и другие);
в) позитивно-оценочный механизм – механизм, способствующий формированию оптимистической направленности мышления путем повышения уровня самооценки и мотивации к самоактуализации личностного потенциала (А. Маслоу, К. Роджерс и другие).
Весомым подтверждением обоснованности выводов физиологов и психологов о возможности саморегуляции ЦНС с помощью когнитивно-поведенческих механизмов является то, что они составляют теоретическую основу современных направлений психотерапии – бихевиорального, когнитивного, гуманистического и других.
Второй критерий. Звенья в биологической системе должны быть взаимосвязаны на синергической основе. Анализ характера связей между тремя подсистемами приводит к выводу, что их механизмы взаимодействуют, помогают друг другу в реализации общих антистрессовых задач.
На сознательно-управляемые механизмы мобилизующее влияние оказывают (при возникновении угрожающей стрессовой ситуации):
- бессознательные механизмы. Г. Селье (20) интерпретировал их действие следующим образом: “Биохимические исследования синтоксических и катотоксических гормонов показали важность выбора между уступкой и отпором. Гормоны на химическом языке отдают приказ мирно сосуществовать или вступать с ними в бой”. (с.92).
-подсознательные механизмы, суть которых согласно концепции У. Кеннона состоит в том, что в острой стрессовой ситуации происходит резкое увеличение количества адреналина - гормона “борьбы и бегства”, способствующего рациональному выбору тактики поведения в ситуации, угрожающей жизни.
Следует отметить широкое применение модифицированных способов “физиологической защиты” -осознанного использования мышечно-эмоционального и легочно-эмоционального механизмов. Ряд способов “психологической защиты” используется в виде адаптированных вариантов с целью активизации управляемых механизмов в стрессовой ситуации. Например, психотерапевты советуют индивидам, тяжело переживающим последствия чрезмерного стресса, применять психотерапевтические приемы, основанные на “сублимационном принципе” - усиленно заниматься интересной для человека деятельностью, отвлекающей его от тягостных дум, болезненных переживаний.
В свою очередь, сознательно регулируемые механизмы оказывают на основе общебиологического закона “обратной связи” стимулирующее воздействие на неуправляемые антистрессовые механизмы. Об этом свидетельствуют, к примеру, следующие факты. Физическая нагрузка, вызывающая “мышечную радость” (И.П. Павлов), способствует противодействию отрицательному влиянию стрессоров - увеличивается выработка эндорфина, входящего в состав антистрессовых защитников организма.
К.И. Платонов (14) и его последовтели убедительно доказали, что, в зависимости от содержания суггестии, проводимой в гипнотическом состоянии, происходят положительные или отрицательные изменения обменных процессов (в том числе, участвующих в развитии стресса). В частности, нами проводились психофизиологические иследования: больным гипертонической болезнью, погруженным в глубокий гипноз, внушались образные представления об успешном преодолении причин, вызывавших у них психотравмирующие переживания – в результате одновременно со снижением артериального давления отмечалось и улучшение почечного кровотока вследствие нормализации психоэмоциональной напряженности, обусловленной хроническим стрессом («К проблеме роли слова в патогенезе и терапии гипертонической болезни», авторефер. дис. к.м.н, АМН, 1963г.- Обольская участковая больница Витебской обл).
Симбиотические отношения между адаптационными механизмами имеются и в других защитных системах организма. Особенно много общего у антистрессовой системы с терморегуляционной, состоящей из трех взаимосвязанных подсистем – биохимической, физической и психоэмоциональной.
Влияет ли эволюционный процесс (онтогенез) на характер связи между подсистемами? Имеются основания предполагать, что они изменяются вследствие разновременного формирования механизмов АСС. Из врожденных природных механизмов раньше всех включаются в антистрессовый процесс гормональный и биохимический механизмы, функционирующие на уровне бессознательного. Можно полагать, что их активизация происходит в первые минуты рождения ребенка (отделение от матери - тяжелый стресс для ребенка, согласно гипотезы А. Янова).
Нельзя исключить, что гормонально-биохимический механизм может активизироваться и в эмбриональном периоде, если у беременной возникает чрезмерной силы эмоциональный стресс.
Приблизительно в возрасте 4-6 месяцев, когда у ребенка появляется страх в ситуациях, угрожающих жизни, активизируются и механизмы физиологической защиты, прежде всего гормональный, а в последующем и телесно-эмоциональный. Психологическая защита участвует в преодолении последствий эмоционального стресса значительно позже, т.к. среди причин, вызывающих эмоциональные переживания, одно из приоритетных мест занимают морально-нравственные проблемы, возникающие в возрасте 4-8 лет. Из врожденных защитных механизмов, созданных эволюционным путем, позже всех могут участвовать в антистрессовом процессе психофизиологические механизмы вследствие того, что их активизация происходит не импульсивно, а осознанно.
Когнитивно-поведенческие механизмы могут включаться в процесс противостояния стрессорам лишь тогда, когда у человека сформировалось логическое мышление, необходимое для овладения средствами аутопсихотерапии, участвующими в их создании и активизации.
Возможно, сходная этапность развития антистрессовых механизмов существует и в филогенезе.
Третий критерий - биологические системы, выполняющие сходные функции, должны взаимодействовать. В настоящее время не вызывает сомнения то, что использование сознательно регулируемых механизмов для улучшения психоэмоционального состояния ведет к активизации иммунно-защитных механизмов.
Оптимистический настрой, жизнерадостное настроение благотворно влияют на иммунные возможности человека, а хронический стресс их угнетает, вызывая болезни, в возникновении которых ведущую роль играют нарушения иммунологического гомеостаза (психосоматические, иммунно-аллергические, онкологические и др.).
Имеются данные и об обратных взаимоотношениях - повышение иммунно-защитных сил организма улучшает сопротивляемость эмоционально-стрессорным воздействиям (В. Квиташ).
Большой группе сотрудников научно-исследовательского института геронтологии АМН Украины удалось доказать, что в организме функционирует не только механизм старения, но и антистарения. Результаты исследований, проведенных под руководством В. Фролькиса (22), подтвердили обоснованность выдвинутой им еще в 70-е годы адаптационно-регуляторной теории возрастного старения, придающей огромное значение эмоциональному стрессу, его влиянию на продолжительность жизни. Из этой концепции закономерно вытекает представление, что имеются симбиотические отношения между механизмами антистарения и антистрессовыми, учитывая их общую целевую направленность.
Можно предположить, что со временем понятие “иммунитет” расширится – в состав иммунной системы будет включен и “антистрессовый иммунитет” (по термину К.В. Судакова) наряду с “антиинфекционным иммунитетом”.
Четвертый критерий - теоретические положения о биологической системе должны стимулировать решение практических задач. Представление о сущности антистрессовой системы даже в виде гипотезы, как показал наш опыт, способствует:
- улучшению обучения средствам аутопсихотерапии благодаря возможности разделения материала на конкретные темы (с учетом их классификации) и объяснения механизмов их лечебно-профилактического воздействия;
- ускорению процесса самоовладения приемами, упражнениями и методами в результате повышения уровня понимания путей их оптимизаци и деятельности ЦНС и образному представлению сущности этого процесса (с помощью модели антистрессовой системы и зрительно-информационных схем);
- повышению эффективности аутопсихотерапии в связи с возможностью самоподготовки “индивидуального психотерапевтического комплекса” с учетом не только медицинских показаний, но и личностных особенностей;
-разработке модификаций аутопсихотерапевтических средств, ориентируясь при их совершенствовании на научно обоснованную информацию о путях самокоррекции трех сфер личности -. когнитивной, поведенческой и эмоциональной (7,8).
Основные выводы:
1) возможно полагать, что в ходе эволюции (борьбы человека за свое существование) сформировалась антистрессовая система, состоящая из трех взаимосвязанных подсистем: бессознательной, подсознательной и сознательной, участвующих в процессе преодоления отрицательных последствий стресса-в восстановлении нарушенного гомеостаза;
2) имеются основания утверждать ,исходя из характера взаимодействия антистрессовых подсистем и особенностей отношений между их противострессовыми механизмами (соответствующие критериям понятия сути «биологическая система»),что в состав группы защитно-адаптационных систем организма входит и антистрессовая система;
3)представление об управляемой подсистеме АСС, тесно связанной с подсознательной, может служить психофизиологической моделью аутопсихотерапии- теоретической базой психоталиологического направления психотерапии.
Литература (основные источники)
1.Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., Ростов-на-Дону,1997.
2 Байкова И. А. Психотерапевтические приемы лечения депрессии- Журнал «Психотерапия и клиническая психология».2003,№3
3.БодровВ.А. Психологический стресс:развитие учения и современное состояние проблемы- М,1995
4 Бернс Д. Хорошее самочувствие (Новая терапия настроений). Пер. с англ.- М., 1995.
5 Бирс Д. Стратегическая самотерапия.- В кн. Психотерапия- что это? (составители Д.Зейг, В. Мьюнион), Пер. с англ.-М.2000
6 Бурно М. Е. Клиническая психотерапия- М.,2000
7 Воробейчик Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория и практика) -Одесса, 2004.
8 Воробейчик Я.Н.,Минкович М.Я. Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким) -Одесса,2006.
9 Дейноу Ш. Сам себе психотерапевт. Пер. с англ. С. Петербург, 2001.
10 Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Пер. с англ.- М., 1995
11 Игумнов С.А. Психотерапия в детском и подростковом возрасте .
12 Кондрашенко В. Т.,Донской Д. Общая психотерапия : Учебное пособие Мн, 1997
13.Макаров В.В. Психотерапия каждого дня и всей жизни.- М., 2001
14. Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор- М., 1962,
15 Психотерапевтическая энциклопедия (под ред. Б. Д, Карвасарского)-СПб.,1998
16 Психотерапия. Учебник для вузов (под ред.Б. Д. Карвасарского) М.,2002
17 Психотерапия в общесоматической медицине- Клиническое руководство (под ред. Б.В. Михайлова)- Х. 2002
18 Рейнуотер Д. Это в ваших силах. (Как стать собственным психотера-певтом). Пер. с англ.- М., 1992
19.Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса.-Л.,1984
20 Селье Г. Стресс без дистресса. Пер. с англ.- М., 1979.
21 Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы .-М.,1993
22 Фролькис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни – Л., 1988 г.
24 Cannon W.B .The wisdom of the body Boston.,1939
25 .Greenberg J. Comprehensive stress management.- N.Y., 2005
26 Meichenbaum D. Stress inoculation training- N. Y., 1985
27 Miller L., Smith A. The stress solution - N. Y., 1999
Журнал «Психотерапия и клиническая психология»,№2,с 21-25,.2006
Комментарии