О психофизиологической основе аутопсихотерапии (представление об антистрессовой системе)

Воробейчик Я.Н. к.м.н., доцент

Ключевые слова: антистрессовая система (АСС), аутопсихотерапия (АП), стрессоустойчивость (СУ).

В последние десятилетия отмечается выраженная тенденция к значительному повышению роли аутопсихотерапевтического направления психотерапии, в арсенал которого входят лечебно- поддерживающие и профилактические средства психотерапевтической самопомощи ( 3, 9,.27).

Практически всеми школами современной психотерапии разработаны приемы, упражнения и методы АП, применяемые с целью повышения эффективности гетеропсихотерапии( 4,10,18).

Резко увеличилось издание научно-популярных книг по АП , многие из которых написаны видными психотерепевтами(8,9,15).

В промышленно-развитых странах создано огромное число групп самопомощи и учебных центров по самопрофилактике стресса и психогенных болезней (25, 27).

Широкое распространение в системе психотерапии получила партнерская модель –пациент принимает активное участие в лечебно-реабилитационном процессе на основе принципа: «Хорошо информированный больной (о сути болезни и знаниях по АП) – действенный помощник лечащего специалиста, соучастник успешной терапии».

Значительно расширился круг психотерапевтов, которые считают, что овладение больными средствами АП является обязательным, а не только желательным условием для успешной психотерапии (9,18 ), т.к. «каждая психотерапия в конечном счете –самопсихотерапия» ( 4,с.388 ).

К примеру, известный американский психотерапевт Д.Рейнуортер, в предисловии своей книги (18) утверждает, «я считаю, что психотерапия может быть успешна только при условии, если пациент обучится самопсихотерапии. Посудите сами: из 100 часов бодрствования в неделю пациент может провести с психотерапевтом лишь несколько часов. И,если он хочет добиться каких-либо результатов, то после коротких встреч с психотерапевтом должен помогать сам себе».

В фундаментальном труде «Психотерапевтическая энциклопедия» (15) подчеркивается, что для актуализации роли больных в лечебном процессе необходимо обучать их умению поддерживать результаты терапии в связи с тем, что «цель лечения не в предоставлении пациенту механических или психических «протезов», а в обеспечении его к моменту окончания психотерапии средствами для самостоятельной борьбы с трудностями, реали-зации своих жизненных целей» (с 706).

Особенно важное значение имеет обучение пациентов, нацеленное на формирование у них умения быть активными и сотрудничающими партнерами с психотерапевтом, при проведении когнитивно-поведенческой психотерапии (2,3), личностно-ориентированной (19), групповой, игровой (11,12) и гуманистическо-ориентированной (6, 9, 13).

Информация о зависимости эффективности психотерапии от овладения пациентами знаний по АП, нашла отражение в учебных пособиях по психотерапии (12, 16, 17) и в положении о психотерапевтических кабинетах (15).

Вместе с тем, как показывют результаты проверки работы кабинетов психотерапии, в частности, одесского облздравотдела (Е.

Поклитар) и курортного управления (Е. Безчастнова), подтвержденные данными нашего опроса участников семинара (организованного на базе Центра психогигиены Московского горзравотдела) -психотерапевты уделяют слабое внимание повышению психотерапевтической грамотности пациентов, прежде всего по освоению ими базовой АП, приемам психотерапевтической самопомощи (8).

Какие причины, связанные с медико-психологическими проблемами, негативно влияют на реализацию задачи психотерапевтов по проведений занятий с пациентами с целью повышения их уровня знаний по АП?

Нами полностью разделяется мнение авторов кн. «Общая психотерапия» (12), придающих исключительно большое значение теоретическому аспекту психотерапии в связи с тем, что «Любой, даже самый опытный, психотерапевт должен знать не только технику применяемых им психотерапевтических методов, но и что более существенно, теоретическую базу, на которой эти методы основаны. В противном случае, работая «вслепую», он в лучшем случае станет ремесленником, в худшем- шарлатаном»(стр.18).

Не менее важное значение имеет для психотерапевтов овладение знаниями теоретических основ психотерапии и с целью успешного обучения пациентов умению быть активным соучастниками психотерапевтического процесса (лечебно-реабилитационного и профилактического) при этом, памятуя, что среди современных людей преобладают индивиды с логико-критическим мышлением, отрицательно относящиеся к бездоказательной информации.

Отсутствие научно-теоретической базы по АП (в отличие от гетеропсихотерапии) создает дополнительные трудности для обучения пациентов, т.к. без нее невозможна систематизация материала, основанная на классификации средств ПС.

Нам удалось преодолеть описанные педагого-учебные проблемы лишь после разработки рабочего варианта гипотезы АСС, трудность подготовки которой весьма усложняло отсутствие в известной нам литературе информации об АСС как одной из защитно –адаптационных систем организма, состоящих из взаимосвязанных подсистем (следует отметить, что в публикациях, где встречается характеристика сути антистрессовой системы, под ней подразумевается не биологическая система, а её механизмы – биохимический, гормональный или подсознательный).

Разработанная нами гипотеза позволила на научной базе объяснять (слушателям курсов и пациентам, проходившим психотерапевтическое лечение) сущность лечебно-профилактического действия средств АП, а также создать их классификацию, которая была положена в основу разделения учебной программы на темы, соответствующие основным механизмам саморегуляции психоэмоциональной сферы.

В настоящей статье представлен усовершенствованный вариант гипотезы, где достаточно подробно рассматриваются психофизиологические механиз-мы регулируемой подсистемы и кратко –механизмы неуправляемых подсистем АСС (в связи с тем, что они всесторонне рассмотрены в литературе).

При разработке гипотезы мы опирались на ряд научно обоснованных источников, позволивших предположить, что:

*»мудрый организм», создавший множество защитно-адаптационных систем в процессе борьбы человека за свое существование (24), согласно законам эволюционного развития человека, должен был сформировать и АСС;

*не только при применении метода АТ (состоящего из 6 упражнений, каждое из которых имеет 5 приемов) происходит «восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия» (15,с.41), но и при использовании других средств АП;

* поскольку имеется зависимость стрессоустойчивости как от врожден-ных особенностей ЦНС, так и от системы воспитания и самовоспитания антистрессовых поведенческих навыков и умения оптимизировать психоэмоциональное состояние с помощью средств АП — в составе АСС должна быть и управляемая подсистема с психофизиологически-ми механизмами, участвующими в аутопсихотерапевтическом процессе;

* косвенным доказательством в пользу АСС могут служить данные, свидетельствующие об эффективности лечебно-профилактических средств психотерапии при заболеваниях, в этиопатогенезе которых ведущую роль играют психоэмоциональные дистрессоры- источники психотравмирующих переживаний, обуславливающих развитие психогенных болезней (согласно современным представлениям в группу внутренних дистрессоров входят внутриличностные и межличностные конфликты, нереализованные притязания и потребности - 5,25).

Для лучшего восприятия сути гипотезы, ее структура построена нами в виде доказательств соответствия особенностей механизмов антистрессовой системы четырем критериям понятия “биологическая система”.

Первый критерий - биологическая система должна состоять из подсистем (звеньев), решающих общую задачу.
Согласно, предлагаемой гипотезе, основанной на анализе многочисленных данных литературы по проблеме противодействия эмоциональному стрессу -процесс преодоления отрицательных, вредоносных последствий эмоционального стресса происхо-дит с помощью защитных механизмов, входящих в состав трех подсистем (табл. 1):

Табл 1.

АНТИСТРЕССОВАЯ СИСТЕМА
(АСС - защитно-адаптационная система, состоящая из трех подсистем, противодействующих возникновению и развитию психологического стресса)

ПОДСИСТЕМЫ

Эндокринно-биохимическая – бессознательная Инстинктивная, неуправляемая —подсознательная Управляемая — сознательно регулируемая Механизмы подсистем, участвующих в антистрессовом процессе
  I. Биохимические механизмы(гормональный и др.,) I. Механизмы “психологической защиты”.

1. Механизмы, снижающие уровень тревоги.
2. Механизмы, повышающие самооценку, самоуважение.

II. Механизмы “физиологической защиты”.

1. Мышечно-сосудистый механизм.
2. Легочный (дыхательный) механизм. I. Механизмы, регулирующие эмоциональную сферу.

1. Мышечно-эмоциональный механизм.
2. Легочно-эмоциональный механизм.
3. Сенсорно-эмоциональный механизм.
4. Психоэмоциональный механизм.
5. Межэмоциональный механизм
6. Психоэнергетический механизм.

II. Механизмы, регулирующие когнитивную (мыслительную) сферу.

1. Логико- коррекционный механизм.
2. Рационально-установочный механизм.
3. Позитивно-оценочный механизм.

III. Механизмы, регулирующие поведенческую сферу.

1. Условно-рефлекторный механизм.
2. Оператно-когнитивный механизм.
3. Рефлексивный механизм.

Схематическое (моделированное) представление об антистрессовой системе.

1. Бессознательная (гормонально-биохимическая) подсистема.

Ганс Селье, проведя большое количество исследований, пришел к выводу о функционировании в организме “природного защитного механизма” (20, с33.). Этот адаптационный механизм он назывет и “гомеостатической защитой» (с.35) вследствие того, что его главная функция - преодолевать стрессогенные воздействия путем восстановления гомеостаза.

Антистрессовый процесс осуществляется благодаря защитному гормональному механизму, состоящему из двух видов кортикоидов - синтоксического, помогающего организму сосуществовать с дистрессом, и катотоксического, способствующего нейтрализации стресса (20, с. 34-37).

В последние годы расширилось представление об антистрессовых механизмах, функционирующих на уровне бессознательного. Доказано, что в антистрессовом процессе принимает участие и ряд других гормонов, особенно активно В-эндорфин, а также и “биохимический механизм” (так, В.И. Кресюн, исследуя биоэнергетику головного мозга при хроническом стрессе, выявил увеличение адениловых нуклидов и фосфатов на этапе усиленного сопротивления эмоционально-стрессовым воздействиям).

2. Подсознательная (инстинктивная) подсистема. В ее состав входят два вида защиты психоэмоциональной сферы от патогенных переживаний, возникающих при чрезмерном стрессе, психотравмирующих ситуациях и трудноразрешимых проблемах:

а) психологическая защита. Впервые ввел термин “психологическая защита” и описал ряд ее механизмов З. Фрейд (21), изучавший поведение больных истерией. Исследование механизмов психологической защиты продолжила А. Фрейд, описавшая десять ее видов (регрессия, сублимация, вытеснение, проекция и другие). В последующем были выявлены новые механизмы, ограждающие сознание от психотравмирующих переживаний. Проведенные исследования показали, что источником переживаний, побуждающих человека использовать средства психологической защиты могут быть не только внутриличностные конфликты, но и стрессогенные ситуации и проблемы.

Представление об участии психологической защиты в антистрессовом процессе нашло отражение в концепции о копинг-механизмах (26) - управляемых механизмах, противодействующих эмоциональному стрессу (А.
Лазарус, Д. Мейхенбаум и Ф. Конфер, Г. Коттон и другие). Обоснованность ее подтверждают многочисленные наблюдения врачей и психологов за лицами, испытывающими тяжелые психотравмирующие переживания стрессогенного генеза. Многие из них неосознанно прибегают к способам психологической защиты путем снижения значимости источника тягостных переживаний, уменьшения чувства вины или неудачи, нахождения косвенных доказательств, для оправдания своего ошибочного мнения, поведения. В пользу представления о том, что подсознательные механизмы принимают участие в процессе противодействия стрессу, говорят и экспериментальные данные, доказывающие, согласно данным Ю.А Алеканд-ровского, наличие “общих закономерностей механизмов эмоционального напряжения и невротических расстройств” (1,с.103).

Общепризнанной классификации механизма психологической защиты в настоящее время не имеется. Психологи, например, зачастую в своей практической деятельности разделяют их по ожидаемым результатам на успешные (конструктивные) механизмы и неуспешные. Сотрудники отделения неврозов Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ выделяют четыре группы психологической защиты, способствующие пониманию больными истоков их внутреннего конфликта. В соответствии с задачами аутопсихотерапии, вытекающими из представления об антистрессовой системе, на наш взгляд, имеет преимущество классификация, разделяющая механизмы психологической защиты на две группы - на механизмы, снижающие уровень тревоги, и механизмы, повышающие самооценку, самоуважение (по Г. Гжегеловской).

б) физиологическая защита имеет ряд особенностей, отличающих ее от психологической защиты. Подсознательные механизмы (мышечно-сосудистый и легочный) физиологической защиты:

* активизируются при остром стрессе -внезапном возникновении опасной для жизни ситуации, ограждая от стрессоров преимущественно эмоциональную сферу;

* тесно связаны с вегетативной нервной системой, ее симпатическим отделом;

*имеют физиологическую основу и анатомическую структуру;

*участвуют в мобилизации как психофизиологических, так и энергетических резервов организма.

Основной вклад в теоретическое обоснование физиологической защиты принадлежит W. Cannon (24), концепцию которого высоко оценил Г. Селье(20), отметивший, что она создала предпосылку для разработки теории стресса.

3. Сознательно регулируемая подсистема. Ее основа - “управляемая психолого-физиологическая защита (подсистема)”, механизмы которой осознанно включаются в антистрессовый процесс с целью ограждения эмоциональной сферы и когнитивно-поведенческой сферы от патогенного воздействия патологических стрессоров.

Ее правомерно также называть “аутопсихотерапевтической” вследствие того, что активизация механизмов сознательно регулируемой подсистемы осуществляется с помощью психотерапевтических приемов, “рычагов”, применяемых самостоятельно или в составе упражнений и методов АП.

Теоретическое представление о сущности сознательно регулируемой подсистемы, ее механизмах и путях их активизации подготовила большая группа ученых, изучавших закономерности центральной нервной системы и системы отношений личности. Ими были раскрыты и изучены механизмы, регулирующие деятельность головного мозга и сфер личности - эмоциональной, когнитивной и поведенческой.

Проведенные исследования создали предпосылки для теоретического обоснования сущности лечебного воздействия средств “научной психотерапии”, в том числе и аутопсихотерапии, применяемой для поддержания гетеропсихотерапии и самопрофилактики функциональных нарушений и болезней психогенного (стрессового) происхождения.

Экспериментальные исследования нейрофизиологов и психологов доказали, что возможна саморегуляция, а, следовательно, и психотерапевтическая коррекция (совладение, оптимизация):

1) Эмоциональной сферы. Ее самооптимизация проводится с помощью шести управляемых механизмов:

- мышечно-эмоционального (путем регуляции тонуса скелетных мышц и мышечного слоя кровеносных сосудов);

- легочно-эмоционального (путем изменения глубины и частоты дыхательных актов);

- сенсорно-эмоционального (путем воздействия на анализаторы целебной силы музыки, запаха, цвета и света);

- межэмоционального (путем реализации доминантного принципа “эустресс против дистресса” - благодаря дружеским контактам, общению с духовной культурой и природой, развлекательной и спортивной хоббитерапии , а также принципа “стресс против стресса”);

- психоэмоционального (путем изменения направленности внимания, воображения и воспоминаний);

- психоэнергетического (путем оптимизации уровня эмоциональной напряженности, энергетического потенциала головного мозга).

Следует отметить, что механизмы эмоциональной саморегуляции сформировались в процессе эволюции, определившей особенности их включения в антистрессовый процесс.
При этой форме саморегуляции используются, в основном, средства народной психотерапии или их модификации, разработанные психотерапевтами с учетом психологии современного человека;

2) Психической сферы (когнитивно-поведенческой). Ее саморегуляция достигается с помощью психологических механизмов, которые, в отличие от механизмов, регулирующих эмоциональную сферу, являются не врожденными, а приобретенными - создаются и совершенствуются в процессе антистрессового воспитания (самовоспитания) и обучения преодолевать дистрессы, конфликты и жизненные проблемы.

Управляемые механизмы психической сферы условно разделяют на две группы:

*Поведенческие механизмы. В соответствии с основными видами научения (приобретения навыков, умений и знаний) формируются и психологические механизмы, участвующие в самокоррекции поведения:

а) реактивный - путем выработки поведенческих навыков на условно-рефлекторной основе (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, П.К. Анохин и другие);

б) оператно-когнитивный - путем овладения умением проводить самоанализ “проб и ошибок” (Б. Скиннер, Э. Торндайк) и оценивать трудноразрешимые проблемы, ситуации с учетом прошлого опыта и возможных последствий (Э. Томлен);

в) социально-когнитивный (рефлексивный) – путем моделирования поведения людей, выбранных в качестве образца для подражания (А. Бандура) с учетом личностных особенностей, определяемых путем самонаблюдений и методик психодиагностики (В.М. Блехер, Л.Ф. Бурлачук, Я.Л.Коломинский, А.Е. Личко, С.С. Степанов; Р. Кэттел, С. Розенцвейг, Г. Роршах, М. Люшер и другие).

*Когнитивные механизмы - механизмы, способствующие формированию логико-позитивной, оптимистической направленности мышления. К ним относятся:

а) логико-коррекционный механизм - механизм, оказывающий психотерапевтическое воздействие благодаря овладению умением использовать законы логики при умозаключениях об источнике психотравмирующих переживаний (П. Дюбуа), выявлять и устранять ошибочные мысли, вызывающие необоснованные тревоги, депрессивный настрой (А.
Бек, А. Эллис);

б) установочно-коррекционный механизм - механизм, способствующий формированию рационально-оптимистической установки к возможностям успешного преодоления психотравмирующих переживаний благодаря логико-обоснованному осмысливанию стрессогенной проблемы с установкой к возможностям ее разрешения (П.В. Симонов, К.В. Судаков, Ф.И. Фурдай, В.С. Ротенберг; Ф. Деси, Д. Ньюттен и другие);

в) позитивно-оценочный механизм – механизм, способствующий формированию оптимистической направленности мышления путем повышения уровня самооценки и мотивации к самоактуализации личностного потенциала (А. Маслоу, К. Роджерс и другие).

Весомым подтверждением обоснованности выводов физиологов и психологов о возможности саморегуляции ЦНС с помощью когнитивно-поведенческих механизмов является то, что они составляют теоретическую основу современных направлений психотерапии – бихевиорального, когнитивного, гуманистического и других.

Второй критерий. Звенья в биологической системе должны быть взаимосвязаны на синергической основе. Анализ характера связей между тремя подсистемами приводит к выводу, что их механизмы взаимодействуют, помогают друг другу в реализации общих антистрессовых задач.

На сознательно-управляемые механизмы мобилизующее влияние оказывают (при возникновении угрожающей стрессовой ситуации):

- бессознательные механизмы. Г. Селье (20) интерпретировал их действие следующим образом: “Биохимические исследования синтоксических и катотоксических гормонов показали важность выбора между уступкой и отпором. Гормоны на химическом языке отдают приказ мирно сосуществовать или вступать с ними в бой”. (с.92).

-подсознательные механизмы, суть которых согласно концепции У. Кеннона состоит в том, что в острой стрессовой ситуации происходит резкое увеличение количества адреналина - гормона “борьбы и бегства”, способствующего рациональному выбору тактики поведения в ситуации, угрожающей жизни.

Следует отметить широкое применение модифицированных способов “физиологической защиты” -осознанного использования мышечно-эмоционального и легочно-эмоционального механизмов.
Ряд способов “психологической защиты” используется в виде адаптированных вариантов с целью активизации управляемых механизмов в стрессовой ситуации. Например, психотерапевты советуют индивидам, тяжело переживающим последствия чрезмерного стресса, применять психотерапевтические приемы, основанные на “сублимационном принципе” - усиленно заниматься интересной для человека деятельностью, отвлекающей его от тягостных дум, болезненных переживаний.

В свою очередь, сознательно регулируемые механизмы оказывают на основе общебиологического закона “обратной связи” стимулирующее воздействие на неуправляемые антистрессовые механизмы. Об этом свидетельствуют, к примеру, следующие факты. Физическая нагрузка, вызывающая “мышечную радость” (И.П. Павлов), способствует противодействию отрицательному влиянию стрессоров - увеличивается выработка эндорфина, входящего в состав антистрессовых защитников организма.

К.И. Платонов (14) и его последовтели убедительно доказали, что, в зависимости от содержания суггестии, проводимой в гипнотическом состоянии, происходят положительные или отрицательные изменения обменных процессов (в том числе, участвующих в развитии стресса). В частности, нами проводились психофизиологические иследования: больным гипертонической болезнью, погруженным в глубокий гипноз, внушались образные представления об успешном преодолении причин, вызывавших у них психотравмирующие переживания – в результате одновременно со снижением артериального давления отмечалось и улучшение почечного кровотока вследствие нормализации психоэмоциональной напряженности, обусловленной хроническим стрессом («К проблеме роли слова в патогенезе и терапии гипертонической болезни», авторефер. дис. к.м.н, АМН, 1963г.- Обольская участковая больница Витебской обл).

Симбиотические отношения между адаптационными механизмами имеются и в других защитных системах организма. Особенно много общего у антистрессовой системы с терморегуляционной, состоящей из трех взаимосвязанных подсистем – биохимической, физической и психоэмоциональной.

Влияет ли эволюционный процесс (онтогенез) на характер связи между подсистемами? Имеются основания предполагать, что они изменяются вследствие разновременного формирования механизмов АСС.
Из врожденных природных механизмов раньше всех включаются в антистрессовый процесс гормональный и биохимический механизмы, функционирующие на уровне бессознательного. Можно полагать, что их активизация происходит в первые минуты рождения ребенка (отделение от матери - тяжелый стресс для ребенка, согласно гипотезы А. Янова).

Нельзя исключить, что гормонально-биохимический механизм может активизироваться и в эмбриональном периоде, если у беременной возникает чрезмерной силы эмоциональный стресс.

Приблизительно в возрасте 4-6 месяцев, когда у ребенка появляется страх в ситуациях, угрожающих жизни, активизируются и механизмы физиологической защиты, прежде всего гормональный, а в последующем и телесно-эмоциональный. Психологическая защита участвует в преодолении последствий эмоционального стресса значительно позже, т.к. среди причин, вызывающих эмоциональные переживания, одно из приоритетных мест занимают морально-нравственные проблемы, возникающие в возрасте 4-8 лет. Из врожденных защитных механизмов, созданных эволюционным путем, позже всех могут участвовать в антистрессовом процессе психофизиологические механизмы вследствие того, что их активизация происходит не импульсивно, а осознанно.

Когнитивно-поведенческие механизмы могут включаться в процесс противостояния стрессорам лишь тогда, когда у человека сформировалось логическое мышление, необходимое для овладения средствами аутопсихотерапии, участвующими в их создании и активизации.

Возможно, сходная этапность развития антистрессовых механизмов существует и в филогенезе.

Третий критерий - биологические системы, выполняющие сходные функции, должны взаимодействовать. В настоящее время не вызывает сомнения то, что использование сознательно регулируемых механизмов для улучшения психоэмоционального состояния ведет к активизации иммунно-защитных механизмов.

Оптимистический настрой, жизнерадостное настроение благотворно влияют на иммунные возможности человека, а хронический стресс их угнетает, вызывая болезни, в возникновении которых ведущую роль играют нарушения иммунологического гомеостаза (психосоматические, иммунно-аллергические, онкологические и др.).

Имеются данные и об обратных взаимоотношениях - повышение иммунно-защитных сил организма улучшает сопротивляемость эмоционально-стрессорным воздействиям (В.
Квиташ).

Большой группе сотрудников научно-исследовательского института геронтологии АМН Украины удалось доказать, что в организме функционирует не только механизм старения, но и антистарения. Результаты исследований, проведенных под руководством В. Фролькиса (22), подтвердили обоснованность выдвинутой им еще в 70-е годы адаптационно-регуляторной теории возрастного старения, придающей огромное значение эмоциональному стрессу, его влиянию на продолжительность жизни. Из этой концепции закономерно вытекает представление, что имеются симбиотические отношения между механизмами антистарения и антистрессовыми, учитывая их общую целевую направленность.

Можно предположить, что со временем понятие “иммунитет” расширится – в состав иммунной системы будет включен и “антистрессовый иммунитет” (по термину К.В. Судакова) наряду с “антиинфекционным иммунитетом”.

Четвертый критерий - теоретические положения о биологической системе должны стимулировать решение практических задач. Представление о сущности антистрессовой системы даже в виде гипотезы, как показал наш опыт, способствует:

- улучшению обучения средствам аутопсихотерапии благодаря возможности разделения материала на конкретные темы (с учетом их классификации) и объяснения механизмов их лечебно-профилактического воздействия;

- ускорению процесса самоовладения приемами, упражнениями и методами в результате повышения уровня понимания путей их оптимизаци и деятельности ЦНС и образному представлению сущности этого процесса (с помощью модели антистрессовой системы и зрительно-информационных схем);

- повышению эффективности аутопсихотерапии в связи с возможностью самоподготовки “индивидуального психотерапевтического комплекса” с учетом не только медицинских показаний, но и личностных особенностей;

-разработке модификаций аутопсихотерапевтических средств, ориентируясь при их совершенствовании на научно обоснованную информацию о путях самокоррекции трех сфер личности -.
когнитивной, поведенческой и эмоциональной (7,8).

Основные выводы:

1) возможно полагать, что в ходе эволюции (борьбы человека за свое существование) сформировалась антистрессовая система, состоящая из трех взаимосвязанных подсистем: бессознательной, подсознательной и сознательной, участвующих в процессе преодоления отрицательных последствий стресса-в восстановлении нарушенного гомеостаза;

2) имеются основания утверждать ,исходя из характера взаимодействия антистрессовых подсистем и особенностей отношений между их противострессовыми механизмами (соответствующие критериям понятия сути «биологическая система»),что в состав группы защитно-адаптационных систем организма входит и антистрессовая система;

3)представление об управляемой подсистеме АСС, тесно связанной с подсознательной, может служить психофизиологической моделью аутопсихотерапии- теоретической базой психоталиологического направления психотерапии.

Литература (основные источники)

1.Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., Ростов-на-Дону,1997.

2 Байкова И. А. Психотерапевтические приемы лечения депрессии- Журнал «Психотерапия и клиническая психология».2003,№3

3.БодровВ.А. Психологический стресс:развитие учения и современное состояние проблемы- М,1995

4 Бернс Д. Хорошее самочувствие (Новая терапия настроений). Пер. с англ.- М., 1995.

5 Бирс Д. Стратегическая самотерапия.- В кн. Психотерапия- что это? (составители Д.Зейг, В. Мьюнион), Пер. с англ.-М.2000

6 Бурно М. Е. Клиническая психотерапия- М.,2000

7 Воробейчик Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория и практика) -Одесса, 2004.

8 Воробейчик Я.Н.,Минкович М.Я. Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким) -Одесса,2006.

9 Дейноу Ш. Сам себе психотерапевт. Пер. с англ. С. Петербург, 2001.

10 Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Пер. с англ.- М., 1995

11 Игумнов С.А. Психотерапия в детском и подростковом возрасте .

12 Кондрашенко В. Т.,Донской Д. Общая психотерапия : Учебное пособие Мн, 1997

13.Макаров В.В. Психотерапия каждого дня и всей жизни.- М., 2001

14. Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор- М., 1962,

15 Психотерапевтическая энциклопедия (под ред. Б. Д, Карвасарского)-СПб.,1998

16 Психотерапия. Учебник для вузов (под ред.Б. Д. Карвасарского) М.,2002

17 Психотерапия в общесоматической медицине- Клиническое руководство (под ред. Б.В. Михайлова)- Х. 2002

18 Рейнуотер Д. Это в ваших силах. (Как стать собственным психотера-певтом). Пер. с англ.- М., 1992

19.Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса.-Л.,1984

20 Селье Г. Стресс без дистресса. Пер. с англ.- М., 1979.

21 Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы .-М.,1993

22 Фролькис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни – Л., 1988 г.

24 Cannon W.B .The wisdom of the body Boston.,1939

25 .Greenberg J. Comprehensive stress management.- N.Y., 2005

26 Meichenbaum D. Stress inoculation training- N. Y., 1985

27 Miller L., Smith A. The stress solution - N. Y., 1999

Журнал «Психотерапия и клиническая психология»,№2,с 21-25,.2006



Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии

Нет комментариев


Читайте также:

Расстройство пищевого поведения: симптомы, виды, причины

Существует много различных пищевых расстройств, в основе которых лежат проблемы с психическим здоровьем, когда человек неадекватно относится к пище и своему внешнему виду. При таких расстройствах человек не воспринимает себя таким, как он есть, постоянно думает о своем внешнем виде и уверен, что его счастье зависит исключительно от внешности.

Как лечить депрессию и распознать непрофессионального психиатра?

Умеренную и тяжелую депрессию лечат как лекарствами, так и психотерапией. Но в странах, где уровень доходов низкий или средний (Украина принадлежит именно к таким государствам) люди часто вообще не обращаются к врачам за помощью или эта помощь недостаточна. Статистика свидетельствует, что люди с депрессией даже скрывают от врачей семейной практики то, что страдают депрессией.

Что нужно знать о «Гидазепаме»?

Если вы будете каждый раз при панической атаке принимать «Гидазепам», то это лишь усугубит ситуацию – атаки перерастут в паническое расстройство. Не нужно принимать "Гидазепам" профилактически (перед походом в торговый центр, поездкой в транспорте и т. п.). Каждый раз у вас будет формироваться избегающее поведение, зависимость от препарата, со временем потребуется все большая и большая доза.

8 вправ для самодопомоги при стресі: поради психолога

Усі ми зараз перебуваємо у стресі і тривалому нервовому напруженні, що негативно відображається також і на фізичному стані організму. Психолог Лапушинська Т.О. пропонує 8 вправ на уяву, що допоможуть нормалізувати емоційний стан.

Как защитить ребенка от «групп смерти»

В последнее время участились детские самоубийства, вызванные участием детей в так называемых группах смерти в интернете. Как понять, что ребенок в опасности?

10 простых способов избавится от депрессии

Человек с депрессией может чувствовать себя беспомощным, но это не так! Кроме работы с психотерапевтом и в некоторых случаях, медикаментозного лечения, есть несколько способов бороться с депрессией самостоятельно. Добавление в режим дня физической активности и здорового питания, изменение образа мышления - это естественные способы борьбы с депрессией. Начните придерживаться этих советов прямо сейчас, что бы они помогли чувствовать себя лучше.

Как избавиться от панических атак?

Паническими атаками страдает 5 % всех людей, но опасности для здоровья они не несут. Но если человек не будет обращаться за помощью к специалисту, панические атаки существенно ухудшат качество его жизни

Что такое чувствительная к отказу дисфория?

Люди страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности ( СДВГ ) имеют сложности с концентрацией и усидчивостью. У большинства таких людей, так же отмечается повышенная чуствительность к тому что о них думают и говорят другие люди - это называют чуствительной к отказу дисфорией ( ЧОД ). ЧОД не является медицинским диагнозом, это термин описывающий определенные сиптомы при СДВГ.

Сервисы чтобы найти психолога онлайн

Выбор психолога – сложный и ответственный процесс. Ошибка будет дорого стоить для душевного здоровья. Если попадется специалист, который не будет...

Паникующие пациенты с ковидом «рушат» свое здоровье

Когда пациент с коронавирусом начинает сильно тревожиться и паниковать, страдает его иммунная система и появляются психические расстройства

Лучшие успокоительные препараты без рецепта

При ситуационном стрессе можно применять безрецептурные успокоительные препараты. Мы составили топ-5 самых эффективных лекарств для лечения тревожности

Врачи рассказали, как победить «карантинную депрессию»

В условиях самоизоляции у многих людей началась депрессия. Психологи рассказали, как избавиться от депрессии

Нужно ли говорить ребенку, что Деда Мороза не существует?

Часто родители дошкольников и первоклассников начинают задумываться, может, пора сказать своему ребенку о том, что на самом деле Деда Мороза не существует? Психологи считают, что это нужно сделать тогда, когда ребенок будет сам готов.
САМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ