Новый биоадаптивный метод формирования мотивации к занятиям лечебными физическими упражнениями у детей с детским церебральным параличом
Чаусовский Григорий Александрович
Доцент Запорожского национального университета
По данным ВОЗ, около 10% населения планеты являются инвалидами. В значительной мере это обусловлено и негативной тенденцией роста числа заболеваний детским церебральным параличом ( по данным различных авторов от 2 до 13 случаев на 1000 новорожденных). Известно, (Лильин Е., 1999), что детский церебральный паралич (ДЦП) занимает значительное место среди инвалидизирующих заболеваний детей и подростков, обусловливает снижение качества их жизни и проблемы социальной адаптации.
Среди многообразия современных методов восстановительного лечения и реабилитации детей, больных ДЦП, общепризнанно весьма эффективными являются приемы лечебной физкультуры.
Лечебные физические упражнения направлены на решение проблемы недопущения
ослабления и атрофии мышц, формирования контрактур.
Эффективность применения лечебных физических упражнений в комплексе
адаптационно-реабилитационных мероприятий при ДЦП в значительной мере зависит от
регулярности и качества их выполнения. Присущий процессу выполнения лечебных
физических упражнений рутинный характер, связанный с необходимостью
осуществления многократных однотипных движений и мобилизации для этого
эмоционально-волевой сферы больного, в определенной мере ограничивает
возможности достижения максимальных реабилитационных эффектов.
Положительное решение данной проблемы требует создания условий для переключения
доминанты сознания больного с монотонных двигательных упражнений на активный и
созидательный интерес к реабилитационному физическому тренингу.
В настоящее время для активации мотивационных аспектов осуществления реабилитационного физического тренинга при ДЦП используют приемы биологической обратной связи (БОС), основанные на отражении двигательных паттернов в «физиологическом зеркале динамичных компьютерных сюжетов» (Сметанкин А., 2003) или акусто-оптических эффектов (Чаусовский Г., 2009).
Однако компьютеризированные реабилитационные системы требуют определенных профессиональных навыков для их использования и, в связи с этим, применяются , в основном, в условиях специализированных лечебных центров.
Известные портативные технические средства БОС, предназначенные для использования в бытовых условиях (Чаусовский Г., 2009), не позволяют внести образно-творческую компоненту в рутинный процесс осуществления реабилитационного физического тренинга. Это ограничивает возможности усиления формирования мотивации к выполнению лечебных физических упражнений детьми с ДЦП.Новизной разработанного метода является внесение образно-творческой компоненты в процесс выполнения лечебных физических упражнений, что позволяет общедоступными приемами усилить мотивационный аспект у детей к осуществлению реабилитационного физического тренинга при ДЦП.
Аппаратурное оформление разработанного метода реализовано в виде фиксируемого
на теле больного тактильного сенсора, который синхронно с движениями ребенка
коммутирует подачу электрических импульсов постоянного тока на электрохимический
интегратор.
Электрохимический интегратор выполнен в виде расположенных в одной плоскости
электродов – пластинчатого анода и проволочного катода , который является
сменным элементом конструкции и сделан в виде различных символических фигур (
человека, солнца, зверька, сердца, буквы и т.д.). Перед использованием
интегратора, на его электроды накладывается белый лист фильтровальной бумаги,
пропитанный раствором поваренной соли с исходно бесцветным индикатором рН
(фенолфталеином).
При выполнении ребенком лечебных физических упражнений, происходит периодическое замыкание электрических контактов тактильного сенсора, которые включают портативное звуковоспроизводящее устройство и замыкают электрическую цепь подачи питания на электрохимический интегратор. Это сопровождается постепенным переходом (по контурам фигуры катода) окраски индикатора рН от исходного бесцветной к ярко красной (малиновой). Изменение окраски обусловлено процессом электролиза и образованием возле проволочного катода щелочной фракции (католита).
В связи с тем, что процесс электролиза подчинен закону Фарадея, время появления окрашенной фигурки (контуров катода) и интенсивность её окраски зависит от величины электрического тока и времени его протекания, т.е.
от длительности выполнения больным лечебных физических упражнений и их интенсивности ( частоты движений). Как уже отмечалось, процесс выполнения лечебных физических упражнений сопровождается также его автоматическим озвучиванием текстом поощрительной смысловой направленности, предварительно записанным авторитетным для малыша голосом, например мамы: «Молодец! Ты правильно двигаешь ручкой. Вот и рисунок появляется. Над еще подвигать ручкой и фигурка станет яркой».Таким образом, приемы разработанного метода способствуют вовлечению ребенка
при выполнении лечебных физических упражнений в своеобразный творческий процесс.
Это усиливает позитивную мотивационную настроенность на активное воплощение
реабилитационных задач, способствует разрушению порочных двигательных паттернов
и формированию более физиологичных. Одновременно обеспечивается переключение
доминанты сознания с рутинных двигательных упражнений на активный созидательный
интерес к реабилитационному тренингу.
Внесение творческой компоненты в процесс выполнения лечебных физических
упражнений способствует более успешному достижению весьма значимых при ДЦП
следующих реабилитационных эффектов:
-снижение показателей ситуативной тревожности при выполнении физических
упражнений;
-расширение общей двигательной активности;
-снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных
мышц;
-формирование статических и локомоторных функций;
-улучшение подвижности в суставах и координации движений;
-подавление паразитарных движений и закрепление у ребенка требуемых двигательных
навыков;
-преодоление пассивности и усиление мотивации к осуществлению лечебных
физических упражнений, активации эмоционально-волевой сферы больного.
Разработанный метод общедоступен для реализации в бытовых условиях, что весьма
значимо для больных, которые не имеют возможности пользоваться услугами
специализированных реабилитационных центров.
Стоимость аппаратурного оформления метода не превышает 3 у.е., однако присущие
ему функциональные возможности активации мотивационных аспектов к осуществлению
физического реабилитационного тренинга с целью развития двигательных навыков у
малышей, больных ДЦП, способствует их последующей более успешной адаптации в
социум.
Аппаратурное оформление метода формирования мотивации к
занятиям лечебными физическими упражнениями у детей с детским церебральным
параличом
Комментарии